Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТатьяна Артюхова
1 Кафедра педагогики и психологии с курсом ПО Тема: Характеристика возрастов на разных этапах онтогенеза: от рождения до юношества Лекция 7 для студентов 1 курса, обучающихся по специальности Педиатрия Канд. психол. наук, доцент Артюхова Т.Ю. Красноярск, 2017
2 3. Особенности психологического развития детей и подростков. 4. Особенности медико-психолого- педагогического сопровождения детей на разных этапах онтогенеза. 5. Родительско-детские отношения как фактор формирования ВКБ и ВКЗ.
3 Младший школьный возраст
4 Структура возраста Границы: 6-7 – лет. ВВД – учебная деятельность ССР – Ребенок – общественный предмет Новообразование:внутренний план действия
5 Психологическая готовность к школьному обучению сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Физическая готовность!
6 Линии развития (по П.Я. Гальперину) 1. Линия формирования произвольного поведения 2. Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества 3. Линия перехода от эгоцентризма к децентрации + 4 позиция по Д.Б. Эльконину: интеллектуальная готовность.
7 Компоненты готовности Интеллектуальная Мотивационная Волевая Иногда добавляют коммуникативную, физическую и др.
8 Учебная деятельность это деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством Учебная деятельность – такая деятельность, которая «поворачивает» ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал»
9 Структура УД (по Эльконину) Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ученика учиться, придает учебной деятельности смысл Учебная задача – система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия Учебные действия – те, с помощью которых усваивается учебная задача Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи Действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи
10 Подростковый возраст. Психологические особенности
11 Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет. Л.С. Выготский
12 1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворённости своей внешностью. 2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики % мальчиков и 20% девочек испытывают беспокойство по поводу своего роста % девочек испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности. 5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе. 6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей. 7. Опыт первой влюблённости девочек 11 лет – 60%, опыт первой влюблённости мальчиков – 13 лет. 8. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. 9. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.
13 Структура возраста Границы возраста – – ВВД – интимно-личностное общение ССР – Ребенок-общ-й Взрослый Ц.Но – самосознание – «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Выготский Л.С.) Проблема возраста – нарушенная идентификация
14 Из психологического словаря: Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
15 Кризис подросткового возраста Кризис лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений
16 Подростковый комплекс чувствительность к оценке посторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки лет.
17 Для подростков характерно Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью, Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; Неустойчивость интересов
18 Парадоксы Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
19 Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Веселье, радость может быстро смениться апатией Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов
20 Каковы ощущения подростка? Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения
21 Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Появляются атрибуты "псевдо взрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
22 Внешний вид подростка - еще один источник конфликта Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
23 Половое созревание «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать- природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет». Ди Снайдер
24 Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
25 Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком. За утверждение среди сверстников. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность. Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
26 Главным для подростка со стороны семьи является: Любовь Доверие Понимание Поддержка
27 Правила общения с подростком Помочь ребенку найти компромисс души и тела. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
28 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.