Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЛюбовь Васильева
1 Слово книжное свет дневной: к 155 – летию открытия памятника «Тысячелетие Руси»
2 Памятник 1000-летия Руси
3 Возведение памятника
4 Михаил Осипович Микешин Михаил Осипович Микешин. Уроженец Смоленской губернии, талантливый график, автор живописных произведений батального жанра, он вошел в историю русского искусства прежде всего как автор широко известных скульптурных памятников. В их числе - Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888). Но славу Микешину принес многофигурный монумент "Тысячелетие России". Он был открыт в Новгороде в 1862 году. Средства на его создание были частично собраны по всероссийской подписке. Михаил Осипович Микешин. Уроженец Смоленской губернии, талантливый график, автор живописных произведений батального жанра, он вошел в историю русского искусства прежде всего как автор широко известных скульптурных памятников. В их числе - Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888). Но славу Микешину принес многофигурный монумент "Тысячелетие России". Он был открыт в Новгороде в 1862 году. Средства на его создание были частично собраны по всероссийской подписке. В состоявшемся в 1859 году конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого, мало кому известного рисовальщика и живописца М. Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств. Исполненный им проект представлял собой не скульптурную модель, а проект-рисунок, точнее, графически разработанные листы с изображением общего вида и фрагментов будущего монумента. В состоявшемся в 1859 году конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого, мало кому известного рисовальщика и живописца М. Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств. Исполненный им проект представлял собой не скульптурную модель, а проект-рисунок, точнее, графически разработанные листы с изображением общего вида и фрагментов будущего монумента. Вдохновленный неожиданным успехом на конкурсе и ответственным заказом, Микешин в свои двадцать четыре года проявил незаурядные организаторские способности, сумев привлечь к исполнению монумента целую группу известных скульпторов - И. Н. Шредера, М. А. Чижова, А. Н. Лаверецкого, Р. К. Залемана, А. М. Опекушина, А. М. Любимова, П. С. Михайлова. Вдохновленный неожиданным успехом на конкурсе и ответственным заказом, Микешин в свои двадцать четыре года проявил незаурядные организаторские способности, сумев привлечь к исполнению монумента целую группу известных скульпторов - И. Н. Шредера, М. А. Чижова, А. Н. Лаверецкого, Р. К. Залемана, А. М. Опекушина, А. М. Любимова, П. С. Михайлова. Говоря о памятнике "Тысячелетие России", следует иметь в виду не только его непростую многофигурную композицию. Сложны и противоречивы сам замысел, идея монумента. С одной стороны, стремление его творцов воздать должное истории России, ее культуре, лучшим ее сынам. С другой - то, что шло от правительственных кругов и лично от самого царя Александра II,- подчеркивание роли царствующего дома Романовых. Говоря о памятнике "Тысячелетие России", следует иметь в виду не только его непростую многофигурную композицию. Сложны и противоречивы сам замысел, идея монумента. С одной стороны, стремление его творцов воздать должное истории России, ее культуре, лучшим ее сынам. С другой - то, что шло от правительственных кругов и лично от самого царя Александра II,- подчеркивание роли царствующего дома Романовых.
5 Вверху на державе, венчая композицию, группа из двух фигур ангела с крестом в руке, олицетворяющего православную церковь и коленопреклоненной женщины - олицетворяющей Россию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: Держава украшена рельефным орнаментом из крестов и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра IIго лета 1862»
6 Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп, которые символизируют различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии 19 века). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства
7 фигуры первый князь Рюрик и языческий бог Велес - обращены на юг, к Киеву. Рюрик в остроконечном шлеме со щитом, звериная шкура наброшена на плечи. Надпись на щите читается: «Лета 6370» по летоисчислению «от сотворения мира», разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается =862 год. Призвание варягов на Русь (862 год)
8 Крещение Руси ( годы Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна. Обращены на юг
9 Начало изгнания татар Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, попирает ногой побежденного татарского мурзу. Обращены на восток, к Москве.
10 Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. Обращены на восток
11 Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
12 Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт- Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Обращены на север, к Петербургу.
13 Нижний ярус – фриз. Фриз делится на четыре раздела «Просветители» - 31 фигура, начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича «Государственные люди» - 26 фигур, на восточной стороне памятника «Военные и герои» - 36 фигур, с северо-восточной стороны памятника «Писатели и художники» - 16 фигур
14 Просветители
15 Просветители Кирилл и Мефодий Княгиня Ольга
16 Государственные люди
17 Владимир Мономах Николай II
18 Военные и герои
19 Дмитрий Донской Князь Пожарский Кутузов
20 Писатели и художники
21 М.В.Ломоносов А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
22 Изображения памятника Мемориальная 5-рублевая монета 1988 г Юбилейная монета 2012 г Почтовая марка России к 1140-летию Российской государственности Деноминированная банкнота достоинством 5 рублей образца 1997 года. Введена 1 января 1998 года. Лицевая сторона. Изображён Новгород
23 Вывод Вместо памятника русскому князю – государю Рюрику, получился памятник многовековой истории России.
24 Использованные материалы: Басыров А.Я. Памятник Тысячелетию России. Л.: Лениздат, Фотографии Ирины Сотниковой Иллюстрация "Памятник Тысячелетию России" взята из журнала "Родина" (Б.П.Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г. Фрагмент. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Автор репродукции И.В.Кряхтунов.) "Родина", Фотография "Минин и Пожарский" взята из книги Басырова А.Я. "Памятник Тысячелетию России".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.