Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМила Юма
1 Мила Юма ПСИ-Б-0-В Воображение и его виды.
2 Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
3 Воображе́ние способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов,представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.)[1]; способность сознания создавать образы,представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование,планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов Разновидность творческого воображения фантазия. Воображение одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение психические процессы, заключающиеся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
4 Классификация процессов воображения
5 1. По результатам: Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) Продуктивное (творческое) воображение: с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов. 2. По степени целенаправленности: активное (произвольное) включает воссоздающее и творческое воображение; пассивное (непроизвольное) включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. 3. По виду образов: конкретное; абстрактное. 5. По степени волевых усилий: преднамеренное; непреднамеренное.
6 4. По приёмам воображения: агглютинация соединение несоединимых в реальности объектов и свойств; гиперболизация увеличение предмета, его частей и интенсивности свойств; замещение - замена объекта, процесса или частей на другие, в чем-то подобные; концентрирование (концентрирующая интеграция) - полное или существенное включение одних частей в другие, в том числе путем совмещения, "сплавления", "растворения"; комплексирование - в технике, объединение в одно связное целое объектов (узлов, механизмов), имеющих относительно самостоятельное назначение; миниатюризация уменьшение предмета, его частей и интенсивности свойств. Прием создания нового мысленного образа, обратный гиперболизации; расчленение и элиминация - разбор, разделение целого на части и с удалением некоторых из них; перенос (эвристическая трансдукция) - перенос частей, процессов из одной целостной системы в другую; перестановка - перемещение частей целого на другие места, в том числе с изменением взаимодействия; регенерация - достройка недостающих, удаленных одной или нескольких частей; придание сходства, подобия по форме, материалу, устройству, принципу действия, например, технических устройств - живым существам; противопоставление - прием преобразования представлений, состоящий в сознательном поиске и использовании явлений, процессов, объектов, имеющих свойства, противоположные исходному образу; реинтеграция - достройка до целого из одной основной, важной части или процесса; схематизация выделение различий и выявление черт сходства; типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях; трансформация - преобразование внешней формы.
7 Функции воображения представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; формирование внутреннего плана действий способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
8 Воображение и когнитивные процессы Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
9 В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
10 Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.