Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемКсения Максимова
1 ТЕМА 2 МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2 СУЩНОСТЬ МЕТОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии. Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе. Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии. Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.
3 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА комплексность изучения хозяйственной деятельности; рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность; обобщение результатов анализа; разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы организаций и организаций.
4 МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.
5 СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей.
6 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др. Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
7 СРАВНЕНИЕ 1) сопоставление плановых и фактических показателей, а также показателей базисного и текущего периодов табл. 1. План по производству товара А перевыполнен на 9%, а по изделию В – недовыполнен на 10%. Пример сравнения показателей при оценке выполнения плана Вид товара Объем производства, шт. Абсолютное отклонение, шт. Темпы роста, % план Факт А В
8 СРАВНЕНИЕ 2) проверка обоснованности плановых показателей осуществляется с использованием фактических показателей за 3-5 лет, средние значения этих показателей сравниваются с плановыми показателями текущего года табл. 2. Данные таблицы свидетельствуют о том, что план по производству товара А является недостаточно обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год. Пример сравнения показателей для оценки обоснованности планов Вид товара Производство товаров за прошлые годы, шт. В среднем за 4 года, шт. План на будущий год, шт А В
9 СРАВНЕНИЕ 3) проверка обоснованности плановых показателей осуществляется с использованием фактических показателей за 3-5 лет, средние значения этих показателей сравниваются с плановыми показателями текущего года табл. 3. Данные таблицы свидетельствуют о том, что план по производству товара А является недостаточно обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год. Пример сравнения показателей для оценки обоснованности планов Вид товара Производство товаров за прошлые годы, шт. В среднем за 4 года, шт. План на будущий год, шт А В
10 СРАВНЕНИЕ 4) выявление резервов производства осуществляется путем сравнения фактических данных о росте объема производства в результате проведенных мероприятий за год с плановыми показателями. Если план по увеличению выпуска товаров не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства. (табл. 4). Не выполнен план увеличения выпуска товаров по первым двум мероприятиям, выявленный резерв – 60 изделий. Пример сравнения показателей для анализа эффективности мероприятий по совершенствованию производства Мероприятия Выпуск товаров, шт.Изменения (+,-) По плану ФактическиАбсолютное, шт.Относительное, % Внедрение новой технологии Модернизация действующего оборудования Приобретение новой техники
11 СРАВНЕНИЕ 5) сопоставление фактических показателей с утвержденными нормами необходимо для выявления экономии или перерасходов ресурсов на производство товаров, для оценки утерянных возможностей выпуска товаров и снижения себестоимости. 6) сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов дает возможность оценить темпы изменения изученных показателей и определить закономерности развития экономических процессов в организации.
12 СРАВНЕНИЕ 7) сопоставление показателей, оценивающих деятельность организации, с достижениями науки и передовыми показателями результатов работы других организаций позволяет выявить новые возможности производства. 8) сравнение показателей, оценивающих деятельность организации, со средними показателями других организаций данной отрасли, по городу или региону также позволяет выявить новые возможности производства.
13 БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д. Балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о не полном учете факторов или о допущенных ошибках:
14 БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД где у – изменение результативного показателя; x i – факторы; y(x i ) – изменение результативного показателя за счет фактора х i. Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:
15 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей – прием, который может быть проиллюстрирован тем, что уровень расходов на оплату труда взаимосвязан с показателями производительности труда и средней заработной платы одного работника: где у – уровень расходов на оплату труда; СЗ средняя заработная плата; П - производительность труда.
16 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Взаимосвязь существует и между уровнем расходов на оплату труда, общим объемом производства и фондом оплаты труда: где ФОТ – фонд оплаты труда; Т – объем продаж товаров.
17 ВЫВОД: Таким образом, полный, всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения может быть произведен только на основе комплексного использования системы показателей всех видов учета: бухгалтерского, статистического и оперативного. Следовательно, предварительной предпосылкой правильного анализа является обоснованная классификация факторов, влияющих на хозяйственную деятельность и на ее результаты. Одновременно производятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между анализируемыми показателями. Экономический анализ ставит целью выявить и измерить влияние на выполнение плановых заданий в основном экономических и финансовых факторов. Однако ход выполнения плана, например, в аптечных учреждениях зависит и от других факторов: методов изготовления лекарств, технической оснащенности аптеки, организации производственных и торговых операций и т. д. Для изучения их влияния следует проводить дополнительный технико-экономический анализ соответствующих данных.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.