Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемandemik Geo
1 СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
2 Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой.
3 Дидактика Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения.др.-греч.педагогики теория образования обучения др.-греч.педагогики теория образования обучения Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.закономерности знаний структуру образования закономерности знаний структуру образования Дидактика (от греч. «didaktikos» поучающий и «didasko» изучающий) часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Дидактика (от греч. «didaktikos» поучающий и «didasko» изучающий) часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?». Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».
4 Объект и предмет дидактики Дидактика составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Дидактика составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики обучение. Объект дидактики обучение.
5 Объект и предмет дидактики Существуют «частные дидактики» методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. Существуют «частные дидактики» методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования.методика преподавания математики методика преподавания математики
6 Объект и предмет дидактики У каждой методики обучения свой объект обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д. У каждой методики обучения свой объект обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
7 Предмет дидактики связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
8 Задачи дидактики: описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения; разработка более современных процессов обучения; организация учебного процесса; организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые обучающие системы; новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо/игровая «режиссура урока»). новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо/игровая «режиссура урока»).
9 новые технологии обучения И ситуационному конструированию игровых приёмов: "Драмогерменевтика" (В.Букатов, (www. openlesson. ru) И ситуационному конструированию игровых приёмов: "Драмогерменевтика" (В.Букатов, (www. openlesson. ru) Наука об искусстве понимания - герменевтика социо/игровая методика - преодоления заорганизованности дидактических игр социо/игровая методика - преодоления заорганизованности дидактических игр
10 Связи методики обучения с дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, Система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. Система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще.
11 Связи методики обучения с дидактикой. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии.
12 Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам.
13 Связи методики обучения с дидактикой. В дидактику вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.
14 Связи методики обучения географии с психологией Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления.
15 Связи методики обучения географии с психологией Обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики,
16 Связи методики обучения географии с психологией Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А.Менчинской, Д.И.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, Е.Н.Кабановой- Меллер и др. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А.Менчинской, Д.И.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, Е.Н.Кабановой- Меллер и др.
17 Связи методики обучения географии с психологией Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С.Выготским, а также его учениками и последователями. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С.Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития
18 По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией и т.д. По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией и т.д.
19 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ Мировоззренческие идеи в содержании географического образования рассматриваются: Мировоззренческие идеи в содержании географического образования рассматриваются: как важнейший структурный компонент образования как важнейший структурный компонент образования как особые (теоретические, идеальные) средства формирования у личности географического мышления как особые (теоретические, идеальные) средства формирования у личности географического мышления
20 Идея - это форма постижения в мысли явлений объективной действительности, включающая в себя осознание цели познания и практического преобразования мира. форма постижения в мысли явлений объективной действительности, включающая в себя осознание цели познания и практического преобразования мира.
21 Идея представляет собой высшую форму теоретического освоения действительности. В любой мировоззренческой идее происходит наиболее полное совпадение мысли с объективной реальностью. Идея представляет собой высшую форму теоретического освоения действительности. В любой мировоззренческой идее происходит наиболее полное совпадение мысли с объективной реальностью.
22 Идея - это объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое всегда «готово» для своего практического воплощения. Идея - это объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое всегда «готово» для своего практического воплощения.
23 мировоззренческие идеи - определенные средства перехода от идеального к материальному, от педагогической теории к школьной практике. мировоззренческие идеи - определенные средства перехода от идеального к материальному, от педагогической теории к школьной практике.
24 Воспитательная ценность идей отношения личности к природе, который пока еще не стал повседневным явлениям. отношения личности к природе, который пока еще не стал повседневным явлениям. Такой подход способствует превращению идей в глубокие личностные убеждения школьников. Такой подход способствует превращению идей в глубокие личностные убеждения школьников.
25 Основными мировоззренческими идеями, конструирующими содержание современного географического образования, являются: целостность природы; целостность природы; единство человека и природы; единство человека и природы; развитие и единство природы в сфере жизни; развитие и единство природы в сфере жизни; взаимосвязь истории природы и общества; взаимосвязь истории природы и общества; изменение природы в процессе деятельности человека; изменение природы в процессе деятельности человека; зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды; необходимость оптимизации взаимодействия в системе «человек-общество-производство- природа». необходимость оптимизации взаимодействия в системе «человек-общество-производство- природа».
26 Эти идеи помогают преодолеть некоторый разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами школьной географии, создать необходимые условия для осуществления подлинной междисциплинарности географического образования. Эти идеи помогают преодолеть некоторый разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами школьной географии, создать необходимые условия для осуществления подлинной междисциплинарности географического образования.
27 Перспективными представляется отражение в школьной географии следующих идей: биосфера является принципиально целостным образованием; биосфера является принципиально целостным образованием; отношение человека к природе имеет культурно-историческую обусловленность; отношение человека к природе имеет культурно-историческую обусловленность; международное сотрудничество - важнейшее условие сохранения пригодной для жизни окружающей природной среды; международное сотрудничество - важнейшее условие сохранения пригодной для жизни окружающей природной среды; улучшение качества окружающей среды, защита здоровья человека и поддержание природного равновесия - долг каждого гражданина планеты Земля; улучшение качества окружающей среды, защита здоровья человека и поддержание природного равновесия - долг каждого гражданина планеты Земля; благоразумное и рациональное использование природных ресурсов - объективная необходимость и обязанность каждого человека; благоразумное и рациональное использование природных ресурсов - объективная необходимость и обязанность каждого человека;
28 Перспективными представляется отражение в школьной географии следующих идей: загрязнение природной среды есть глобальная международная проблема, дело чрезвычайной важности для всего человечества; загрязнение природной среды есть глобальная международная проблема, дело чрезвычайной важности для всего человечества; мир, дружба и солидарность между народами - условия устойчивого развития планеты Земля; мир, дружба и солидарность между народами - условия устойчивого развития планеты Земля; географическая оболочка - среда обитания человеческого общества и всех живых существ; географическая оболочка - среда обитания человеческого общества и всех живых существ; все объективные законы природы принципиально познаваемы; все объективные законы природы принципиально познаваемы; конкретная природная и социальная среда есть результат сочетания нескольких факторов на одной и той же территории. конкретная природная и социальная среда есть результат сочетания нескольких факторов на одной и той же территории.
29 Идеи географического образования соотносятся с проблемами прав человека, проблемами прав человека, с правом всех живых существ иметь чистую воду и здоровый воздух, с правом всех живых существ иметь чистую воду и здоровый воздух, с правом людей жить в свободном и мирном сообществе, иметь дружеские отношения с народам разных стран. с правом людей жить в свободном и мирном сообществе, иметь дружеские отношения с народам разных стран.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.