Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемСветлана Дорожкина
1 Серебряный век русской поэзии
2 Цели: Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского. Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас. Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
3 Фёдор Сологуб
4 Константин Бальмонт
5 Андрей Белый
6 Зинаида Гиппиус
7 Дмитрий Мережковский
8 Николай Гумилев
9 Анна Ахматова
10 Осип Мандельштам
11 Максимилиан Волошин
12 Игорь Северянин
13 Александр Блок
14 Владимир Маяковский
15 Сергей Есенин
16 Имена каких поэтов вам уже знакомы? Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии. Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре.
17 Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм» - (modern (фр.) – новый, современный). Модернизм - (от франц.modern - новый, современный) Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
18 Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в "Кафе поэтов" и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
19 МОДЕРНИЗМ символизм акмеизм и мазинизм футуризм utube.com/watc h?v=P3Y0NzJ wQjAhttps:// utube.com/watc h?v=P3Y0NzJ wQjA ссылка на видео
20 Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание. Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога. Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.
21 Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего». и символисты использовали звукопись для создания своих символов. Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. Какие звуки передают шуршание камыша?
22 Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь г. Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. Какие образы-символы вы увидели? Какие ассоциации у вас возникли? Какие звуки создают настроение стиха?
23 Александр Блок Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница) гг учёба в Введенской гимназии Петербургский университет: юридический и историко- филологический факультеты. Ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов. В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой.
24 Творчество: первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте г.- сборник «Стихи о прекрасной даме». Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» , цикл «Ямбы» ).
25 Последние годы жизни и смерть Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях. Перед смертью поэт часто болел. Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.
26 Акмеизм (от греч. «акме» - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление, связанное с символизмом. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.
27 В ЦАРСКОМ СЕЛЕ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитано поэзией. Кому посвящено это стихотворение? Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?
28 Анна Ахматова Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе. Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко- литературные, женские курсы.
29 Начало творческого пути Первое стихотворение Анны Ахматовой г. году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки». Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая». Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Она размышляет о трагедиях народа. Например, поэма «Реквием»( ) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий.
30 Смерть и наследие Умерла знаменитая поэтесса в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище. Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников поэтессе. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.
31 А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? Духовным учителем символистов был поэт и философ Вл,Соловьев. его учение основывается на поиске вечной Женственности - воплощении добра, истины и красоты. Вечная Женственность ( Душа мира, Прекрасная Дама) объект поклонения символистов. Излюбленным источником для поэзии символистов служили греческая и римская мифология, религиозные мотивы. Представители: АВ.Брюсов, А.Блок и др. Акмеисты: Н.Гумилев, О.Мандельштам, А.Ахматова - были связаны с символизмом, но противостояли его крайностям, они пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. Их литературное объединение «Цех поэтов» стало школой поэтического профессионального мастерства.
32 Имажинизм ( от фр. Image – образ) - течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. "Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы".
33 О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру г. Стихи следующего поэта имели отношение к и мазинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. Какие образы-и мази помогают представить родную поэту деревню? Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
34 Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище( ), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Сергей Есенин
35 Начало литературного пути Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность. В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
36 Последние годы жизни и смерть 1925 г. Есенин очень критично пишет о стране («Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская». Осенью поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу. Затем в биографии Сергея Есенина произошел побег в Ленинград. А 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».
37 Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пuээо пелись брови, Лuэээй - пелся облик, гзu-гзu-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. Давайте порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами. А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
38 Велимир Хлебников Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
39 Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей! В Хлебников «Там, где жили свиристели». 1. Найдите и объясните неологизмы. 2. Какую роль играет звукопись? Времири (время и снегири), поюны (поющие и юные), поюнна (от поющая), вабна ( по словарю В.Даля: лакомая, заманчивая). Звукопись (повторение согласных з- с передает звуки).
40 Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу»футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм. отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы люди новой жизни». Они называли себя «будетляне», прямо заявляя, что они - люди будущего.
41 А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 Кто автор этого стихотворения? Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)
42 Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, в Грузии, в семье лесничего. Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году. В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии 5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал- демократическую рабочую партию.
43 Начало творческого пути Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году - Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году г. пишет трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль. В 1915 году - поэма «Облако в штанах». Маяковский пишет сатирические стихи, сценарии к фильмам. Сам снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
44 Путешествия и общественная деятельность В годы участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др. В годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».
45 Смерть и наследие В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. В честь великого поэта и драматурга названы библиотеки, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры, установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
46 Марина Цветаева Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.
47 Начало творческого пути Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). В 1912 году -второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В 1913 году третий сборник -«Из двух книг». Личная жизнь В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна. Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.
48 Жизнь в эмиграции В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Стихи Цветаевой годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям: Маяковскому, Волошину, Андрею Белому К 100-летию А.С.Пушкина – «Мой Пушкин»
49 Возвращение на родину и смерть Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище. Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, Феодосии, Башкортостане.
50 А теперь я предлагаю доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Проанализируйте стихотворение и определите: 1. К какому направлению модернизма относится? 2. Кто его автор? 3. Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение? Подтвердите свой ответ доказательствами.
51 СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Вхожу я в темныe храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902 О чем это стихотворение? Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения. Попытайтесь «прочитать» его образы. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы? В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
52 Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. (1912) 1. Определите тему стихотворения. 2. Что означает, по мнению героини « просто, мудро жить»? 3. Каков образ героини?
53 Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру» О чем это стихотворение? Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры. Как глаголы помогают нам понять их чувства? Как вы понимаете последние слова героя?
54 Край любимый.! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. (1914) Найдите метафоры, сравнения, эпитеты, при помощи которых автор создает образ родного края. Метафора: рад и счастлив душу вынуть, ивы-кроткие монашки. Сравнение: курит облаком болото. Эпитеты: В водах лонных, зеленя стозвонные, кроткие монашки.
55 Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. О чем это произведение? Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения? Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы? Каким настроением овеяно стихотворение?
56 ПОСЛУШАЙТЕ! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь, в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит чтоб обязательно была звезда! клянется не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!1914 К кому обращено? Как поэт относится к адресату? Какой эпизод является кульминационным? Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении? Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?
57 Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний. Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Кто создан из камня, кто создан из глины - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и надгробные плиты... -В купели морской крещена - и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? - Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена - Высокая пена морская!
58 Моим стихам Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти – Нечитаным стихам!– Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
59 Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века? Она выражала настроение эпохи; - определила поиски новых путей в искусстве; -дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова; - привлекала читателя к сотворчеству.
60 Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей. А тебе близки стихи поэтов серебряного века? Какие из них нашли в твоём сердце отклик? Стихами какого поэта хотелось бы выразить любовь к родному краю, матери, близкому человеку.
61 Тебе еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда. Домашнее задание. 1 ) Стихотворение любого поэта наизусть. 2) Напишите письмо запомнившемуся поэту и выразите свое мнение о его творчестве, задайте интересующие вас вопросы, поделитесь своими поэтическими открытиями, чувствами. Опирайтесь на страницы учебника (стр , В старом учебнике см. в СОДЕРЖАНИИ Блок, Есенин, Маяковский, Ахматова) h?v=BUKyXqO35-Ahttps:// h?v=BUKyXqO35-A –ссылка на видео
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.