Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемandemik Geo
1 Как учитывать особенности памяти при организации обучения Сиренко С.Н.
2 Память
3 Определение памяти. Виды памяти Память-это сохранение усвоенной информации во времени. Существует много подходов к классификации видов памяти. Наиболее часто выделяют: Моторная память Эмоциональная память Образная память (зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. ) Логическая память
4 С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации, различают следующие виды памяти: Сенсорная (иконическая, следовая) память Кратковременная (первичная) память Долговременная (вторичная) память
5 Механизм памяти
6 Как мы кодируем? актобарбо яаксечитамотва
7 Автоматическая обработка информации Подсознательное кодирование случайной информации, касающейся пространства, времени и частоты явлений, а так же хорошо усвоенной информации, например значения слов. Автоматическая обработка происходит как бы сама собой, этот процесс не мешает нам думать о других вещах(способность мозга параллельно обрабатывать множество информационных потоков).
8 Сознательная обработка информации Кодирование, требующее внимания и сознательных усилий. Количество запоминаемого материала зависит от времени, потраченного на запоминание. Основа сознательной обработки информации – повторение.
9 Кривая сохранения в памяти материала Эббингауза
10 Эффект следующего в ряду Когда люди по кругу произносят слова или свои имена, то хуже всего сказанное человеком, после которого нужно говорить нам(Bond & others, 1991; Brenner, 1973 ). Когда мы ждём своей очереди произнести слова, всё наше внимание сконцентрировано на собственных словах, и часто мы не можем обрабатывать информацию, которая поступает от человека, стоящего непосредственно перед нами.
11 Перед сном Информация, поступающая к нам в последние секунды перед засыпанием, редко запоминается(Wyatt & Bootzin, 1994). Когда сознание угасает до переработки информации, она пропадает.
12 Обучение во сне Записанная на магнитофонную ленту информация, проигрываемая во время сна, регистрируется ухом, но не запоминается (Wood & others, 1992). Без возможности повторения Обучение во сне не происходит.
13 Эффект протяженности и Эффект позиции в ряду С целью лучшего усвоения материала следует заучивать его последовательно, а не всё сразу, то есть растянуть процесс во времени. Склонность к лучшему запоминанию первых и последних позиций списка.
14 Что мы кодируем? Система нашей память обрабатывает информацию не путём неоднократных повторений, а кодированием её смысловых особенностей. Мы обрабатываем информацию тремя основными способами кодируем значение, делаем мысленный образ всей информации и соответственно организуем её. В некоторой степени всё это происходит автоматически. Но в каждом случае существуют волевые усилия для ускорения запоминания.
15 Обработка информации Обработка информации Кодирование значения Создание мысленного образа Организация информации Волевые усилия
16 Семантическое кодирование: обработка значения При обработке вербальной информации для её сохранения в памяти мы обычно кодируем её значение. Семантическое кодирование-кодирование значения, прежде всего – значения слов Акустическое кодирование- кодирование звука, особенно звучания слов. Визуальное кодирование- кодирование зрительных образов.
17 Уровни воспроизводства
18 Эффект само заинтересованности Мы отлично запоминаем информацию, которая касается нас самих. Мы прекрасно запоминаем прилагательные, которые характеризуют нас, и часто забываем те, которые характеризуют других.(Symons & Johnson, 1997). ! Поэтому всегда полезно находить личный интерес в том, что изучаешь. ! Информация, которая касается касается меня, лучше усваивается и лучше воспроизводится.
19 Оптимизация запоминания Образность Мнемонические приемы Группировка информации
20 Образность Образы – мощное средство для сознательной обработки информации, особенно эффективно в сочетании с семантическим кодированием. Благодаря устойчивости самых ярких образов, мы легко воспринимаем и самые хорошие, и самые плохие моменты из нашего опыта. Феномен Розовая ретроспекция(Mitchell & Thompson, 1994) Мнемонические приёмы(nih-MON-iks)- эффективные приёмы запоминания, когда используются специфические приемы и способы организации информации.
21 Организация информации Значение и образность помогают лучше запоминать частично потому, что организуют информацию. Для лучшего запоминания мы разбиваем информацию на определённые единицы, или группы. Этот процесс группировки информации происходит так естественно, что мы часто и не осознаём его. Иерархия: информацию делят на части и находят между ними взаимосвязь
22 Ментальные карты
24 Хранение информации ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ (Способность к усвоению и хранению определенного объема информации очень ограничена, она составляет несколько секунд и удерживает 7-9 информационных единиц, зависимости от характера информации и способа ее представления.) ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ (Способность к постоянному хранению информации м памяти бывает практически неограниченной.)
25 Воспроизведение информации Воспоминание – возобновление информации, усвоенной ранее. Узнавание – идентификация материала, усвоенного ранее. Повторное усвоение информации – оценка количества времени, которое удается сэкономить при повторном усвоении материала. Активизация ассоциаций – подсознательная активизация памяти каких-нибудь ассоциаций.
26 Подсказки для воспроизведения Активизация ассоциаций (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) Контекст (сдавать экзамен лучше там, где к нему готовился) Настроение (эмоциональные переживания в будущем помогают пробуждать ассоциации)
27 Пирамида запоминания (по Ч.Бонвелу) Творчество, исследование Поиск, работа по образцам Говорение, беседа,дискуссия Наблюдение Зрительное, слуховое восприятие информации 90%того, что делаю и говорю 80%того, что говорю 50%того, что вижу и слышу 30%того, что вижу 20%того, что слышу 10%того, что читаю
28 Конец Используемая литература: 1.Д. Майерс Психология /Пер. с англ. И.А. Карпиков. – Минск Библиотека "Куб" по психологии и саморазвитию Скорочтение и развитие памяти
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.