Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнна Положай
1 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВОСПИТАНИЯ
2 Основные понятия Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон «Об образовании» 2012 г.). Метод воспитания (от греческого «методом» – «путь») – это путь достижения заданной воспитательной цели. Метод воспитания – это способ воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Метод воспитания – способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания – «инструмент прикосновения к личности» (А.С. Макаренко).
3 Основные понятия Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Приемы воспитания – это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач; Приемы воспитания – это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса. Приемы воспитания (методические приёмы, воспитательные приемы) – конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.
4 Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания: Категория Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром Назначение Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни Функции метода Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1) Показ, пример - наглядно-практические формы 2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы Формирование опыта поведения, организация деятельности через:1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы 2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы 2) Соревнование, субъективно-прагматический метод - практические формы
5 Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания: Сущность Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности Некоторые приёмы воспитания Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д. Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему Результат Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности
6 Сущность методов воспитания и их роль в воспитательном процессе
7 Классификация методов воспитания Классификация методов это выстроенная по определенному признаку система методов. И.С. Марьенко: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
8 Классификация методов воспитания Г.И. Щукина: 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использующие поощрения и наказания.
9 Классификация методов воспитания П.И. Пидкасистый : 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией; 2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы; 3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.
10 Классификация методов воспитания на основе направленности: Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности.
12 Методы формирования сознания личности (убеждение) Рассказ на этическую тему Условия эффективности: соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным, доступным, вызывать сопереживание у детей; сопровождаться иллюстрациями; осуществляться в соответствующей обстановке; вестись профессионально; сопереживаться слушателями; чтобы впечатления от него не стирались тут же.
13 Методы формирования сознания личности (убеждение) Разъяснение. Применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок). Внушение Увещевание
14 Методы формирования сознания личности (убеждение) Этическая беседа Условия эффективности: проблемный характер; давать детям возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнению других; не превращать в лекцию; материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту детей; опора на реальный опыт; выявлять и сопоставлять мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения; помогать воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
15 Методы формирования сознания личности (убеждение) Диспут Пример
16 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Упражнение Эффективность упражнений зависит от следующих условий: 1)их системы; 2)содержания; 3)доступности и посильности; 4)объема; 5)частоты контроля и коррекции; 6)повторений; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10) мотивации и стимулирования.
17 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Примерный план упражнений
18 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Требование прямое косвенное требование-совет требование-игра требование доверием требование-просьба требование-намек требование-одобрение требование-условие требование-осуждение требование-угроза
19 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Общественное мнение
20 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Приучение Условия правильного применения: Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Чётко и ясно формулируйте правило, но не давайте указаний типа: «будь вежлив», «люби свою родину». Лучше сказать: «Чтобы твоя улыбка была неотразимой – почисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей»; «Приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой». На каждый отрезок времени выделите оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Показывайте, как выполняются действия, какие дают результаты. Используйте последовательно-параллельную схему приучений. Приучение требует благожелательного, заинтересованного, но неослабного и строгого контроля, который обязательно должен сочетаться с самоконтролем. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
21 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Метод поручений Метод воспитывающих ситуаций a) Ситуации не надуманны. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. b) Ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем. Метод коррекции поведения
22 Методы стимулирования поведения и деятельности Поощрение (одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.). Условия применения: Стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Поощряйте всех, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, кто помогал другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. Применяя поощрение, отмеряйте – кому, сколько и за что. Поощрение требует личностного подхода. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, будет избавляться от недостатков. Справедливость.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.