Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРоман Романов
1 СВОЙСТВА МАСЕЛ
2 Вязкость – это возникающее трение между молекулами жидкости при их перемещении под влиянием внешней силы, т. е. внутреннее сопротивление этому перемещению. ГОСТ , ASTM D 445 и др. ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ это сила сопротивления, которое возникает при перемещении со скоростью 1 см/с двух слоев жидкости площадью в 1 см², находящихся друг от друга на расстоянии 1 см. Измеряется в (г/(см/с) – в пуазах (П). В единицах СИ – в паскаль-секундах. 1П = 0,1Па*с Предпочтительнее при анализе отработанного масла. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ это физико-химическая характеристика материала, показывающая его способность под действием сил гравитации сопротивляться течению. Определяется как отношение динамической вязкости масла к его плотности при той же температуре. Измеряется в (см²/с) – в стоксах (Ст). В единицах СИ: 1Ст = 10-4 м²/с
3 Что влияет на вязкость масла? Температура Наличие воды Загрязнения Химические изменения (окисление, нитрование, сульфирование) Давление
4 Классификация масел по SAE J 306 Класс SAE говорит о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения, и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме. Различают 11 классов масла по SAE: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 5 летних (20,30,40,50,60). Масла, имеющие класс вязкости превышающий SAE 60, относятся к трансмиссионным. Различают 9 классов (4 зимних и 5 летних): 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140, 190 и 250. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером xxWxx, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй - определяет вязкость масла при рабочей температуре двигателя (диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С). Индекс W ("winter", то есть "зима") означает «зимнее». Чем больше разница между двумя цифрами, тем равномернее будут характеристики масла при изменении температуры.
5 Маpкиpовка SAE J 306 и рабочий диапазон темпеpатуp Класс по SAEРабочий диапазон темпеpатуp, град.С 0W0W W-35… W-30….-5 15W-25…..0 20W-20… … … ….+45 5W-40-32….+40 5W-30-32….+35 Класс по SAEМинимальная рабочая темпеpатуpа, град.С 70W W W W -26
6 Маркировка масел по ГОСТ Масла моторные обозначаются группой букв и цифр, разделенных дефисом: 1. Буква М обозначает моторное и не зависит от состава и свойств масла. 2. Цифры, которые характеризую класс кинематической вязкости. Всесезонные масла обозначаются дробью, где числитель показывает принадлежность в зимнему классу (4 класса), а знаменатель – к летнему (7 классов). 3. Прописные буквы, которые показывают принадлежность масла к эксплуатационной группе (А, Б, В, Г, Д, Е). Рядом с данной буквой используется индекс 1 для бензиновых двигателей и 2 для дизелей. Масла трансмиссионные обозначаются группой букв и цифр, разделенных дефисом: 1. Буквы ТМ обозначают, что это трансмиссионное масло. 2. Цифры, которые обозначают принадлежность к группе масел по эксплуатационной группе (5 групп). 3. Цифры, которые характеризуют класс по кинематической вязкости масла (4 класса). Масла гидравлические обозначаются группой букв и цифр, разделенных дефисом: 1. Буквы МГ обозначают, что это минеральное гидравлическое масло. 2. Цифры, которые характеризуют класс по кинематической вязкости масла (10 классов). 3. Буквы, которые обозначают принадлежность к группе масел по эксплуатационной группе (А, Б, В).
7 Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ и SAE J 306 Класс по SAE ГОСТ Кинематическая вязкость при 100°С(мм 2 /с) Назначение MinMax 0W-3,8- Зимние 5W3 з 3,8- 10W4 з 4,15- 15W5 з 5,6- 20W6 з 5,6- 25W-9, ,6<9,3 Летние 85,6<9, ,3<12, ,3<12, ,5<16, ,5<16, ,3<21, ,9<26,1 Класс по SAE ГОСТНазначение 5W203 з/8 Всесезонные 10W204 з/6 10W204 з/8 10W304 з/10 15W305 з/10 15W305 з/12 20W306 з/10 20W306 з/12 20W406 з/14 20W406 з/16
8 Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по ГОСТ и SAE J 306 ГОСТ SAE75W80W85W90140
9 Индекс вязкости безразмерный показатель, который характеризует вязкость масла в зависимости от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше зависит вязкость масла от изменений температуры. Определяется по ГОСТ (ИСО ), ASTM D 2270.
10 Плотность Наименьшей плотностью обладают парафиновые углеводороды, наибольшей нафтеновые и ароматические углеводороды. В зависимости от типа и качества базового масла и состава присадок плотность масел бывает от 700 до 950 кг/м³. фундаментальное свойство масла, которое измеряется в кг/м³ при температурах +15°С или +20°С. На практике имеют дело с безразмерной величиной относительной плотностью, представляющей собой отношение плотности масла при данной температуре к плотности воды при температуре 4 °С, взятой в том же объеме. Определяется по ГОСТ
11 Температура застывания Данная температура должна быть ниже на 5-7°С температуры прокачки масла по системе смазки двигателя. Однозначной взаимосвязи температуры застывания масла с его пусковыми свойствами на холоде не существует. Определяется по ГОСТ температура, при которой масло остается неподвижным под действием силы тяжести (не течет).
12 Температура вспышки Температура вспышки связана с фракционным составом масла и структурой молекул базовых компонентов. При прочих равных условиях высокая температура вспышки предпочтительна. Значительное уменьшение температуры вспышки у исследуемого масла может говорить о разбавлении масла топливом. Температура вспышки масла определяется двумя методами: в открытом и в закрытом тигле. Определяется по ГОСТ и ГОСТ (ГОСТ Р ЕН ИСО ) и ГОСТ Р наименьшая температура, при которой пары углеводородов из масла образуют с воздухом смесь, способную при внесении в нее внешнего источника огня, воспламениться.
13 Температура воспламенения минимальная температура, при которой пары над поверхностью нагреваемого масла образуются с такой скоростью, что при поднесении к ним открытого огня пары загораются и горят не менее 5 с. Обычно температура воспламенения выше, чем температура вспышки на 10-50°С. Определяется по ГОСТ
14 Общее щелочное число (TBN) отражает запас нейтрализующих свойств масла, создаваемый добавляемыми в масло моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Чем больше щелочное число, тем способнее масло к нейтрализации кислот, образующихся при его окислении и сгорании топлива. Выражается в мг КОН/г. Определяется по ГОСТ (ИСО ), ГОСТ (ИСО ) и ГОСТ (ИСО ).
15 Кислотное число (TАN) Чем меньше его абсолютное значение, тем лучше условия работы масла в двигателе и тем больше его остаточный ресурс. Рекомендуется заменять моторное масло, когда кислотное число увеличится в четыре раза по сравнению с кислотным числом нового масла. Выражается в мг КОН/г. Определяется по ГОСТ , ГОСТ (ИСО ) и ГОСТ (ИСО ). является показателем, характеризующим наличие в моторных маслах продуктов окисления.
16 Загрязнения Источники загрязнений при хранении при транспортировке при заливе масла в оборудование при работе оборудования Типы загрязнений вода песок, пыль элементы износа продукты окисления смазочного масла продукты взаимодействия масла с окружающей средой Ограничения по содержанию посторонних примесей сильно отличаются в зависимости от типа производственной установки. Недаром говорят: «Что редуктору хорошо, то гидравлике – смерть».
17 Содержание воды Это критически важный компонент при мониторинге состояния всех технических масел. Наличие воды в моторном масле в виде эмульсии, жидкого осадка или инея не допускается. Обычно браковочным пределом содержания воды в масле считают 0,2 %. Наличие воды в масле можно определить по потере его прозрачности и образованию эмульсии белого цвета. Определяется по ГОСТ , ГОСТ или ASTM D7889. показатель качества, указывающий наличие воды в моторном масле в процентах от ее массы.
18 Механические примеси Все смазочные масла не должны содержать абразивных механических примесей это основное условие обеспечения наименьших износов любых трущихся пар. Определяется по ГОСТ и по ГОСТ для отработанных масел. показатель качества, указывающий наличие массы механических примесей в масле в процентах.
19 Содержание топлива Наличие топлива в моторном масле не допустимо. Определяется по ASTM D3525 или сравнивая температуры вспышки исходного и используемого масла. показатель качества, указывающий наличие топлива в моторном масле.
20 Испаряемость Высокая испаряемость масла ведет к увеличению расхода масла на угар и на долив. Масла на синтетической основе имеют, как правило, более низкую испаряемость, чем масла на минеральной основе. Один из основных показателей масел, используемых в газо- и паротурбинных установках. Определяется по ГОСТ и ГОСТ для масел и ГОСТ для смазок. параметр, отражающий способность масла к испарению.
21 Зольность Высокая зольность масел без присадок указывает на недостаточную их очистку, т. е. на наличие в них различных солей и несгораемых механических примесей. Обычно зольность масел составляет 0, % (масс.) Определяется по ГОСТ отражает количество неорганических примесей, остающихся от сжигания навески масла, выраженное в процентах к массе масла.
22 Сульфатная зольность Сульфатная зольность автомобильных масел выражается в процентах от навески масла. При работе двигателя в результате сгорания масла зола на стенках цилиндров и на поршнях смешивается со смолистыми веществами и, если быстро не удаляется, образует абразивный слой, ускоряющий износ двигателя. Определяется по ГОСТ (ИСО ). свойство масла, которое отображает содержание присадок, главным образом органических соединений металлов.
23 Цвет Некоторые присадки, вводимые в масла, ухудшают их цвет. Изменение цвета масел в процессе эксплуатации косвенно характеризует степень их окисления или загрязнения. Определяется по ГОСТ (ИСО ), ГОСТ и ГОСТ Р показатель степени очистки и происхождения нефтяных масел.
24 Содержание серы Небольшие количества серы в масле желательны для обеспечения хорошей смазки и окислительных свойств. При содержании естественной серы от 0,1 до 1,0% обеспечивается снижение интенсивности изнашивания. Слишком много серы вредно для эксплуатационных свойств машины, так как это может коррозировать уплотнения. Определяется по ГОСТ , ASTM D зависит от источника сырой нефти и процесса переработки.
25 Испытание коррозионного воздействия на металлы Определяется по ГОСТ показывает коррозионную активность масла.
26 ООО «Балтех» Россия, г.Санкт-Петербург, , ул. Чугунная, 40 Тел./факс: +7 (812)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.