Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемEvdakim Sl
1 БЕСЕДА Работу выполнил Студент III курса ВПП Слиняев Александр Работу выполнил Студент III курса ВПП Слиняев Александр
2 Что такое беседа? 1)В психологии беседа – это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. 2)В экспериментальной психологии беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
3 Беседа применяется в следующих отраслях психологии: Медицинская; Возрастная; Юридическая; Политическая и другие.
4 В психологии выделяют следующие виды беседы: Во-первых, Клиническая (психотерапевтическая); Вводная; Экспериментальная; Автобиографическая. Во-вторых, управляемая/неуправляемая.
5 Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в: Практической психологии; Консультативной; Диагностической; Психокоррекционной работе.
6 Особенности беседы как метода исследования 1)Тесная связь с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего) - невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная (в процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я»); 2)Свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.
7 Причины неискренности респондента (собеседника) Опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; Нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; Отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; Боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; Антипатия к собеседнику; Непонимание цели беседы.
8 Для установления и поддержания хорошего контакта рекомендуется Демонстрировать свой интерес к личности собеседника, его проблемам, его мнениям; Следует избегать открытого согласия или несогласия; Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями;
9 Важная способность психолога – умение слушать Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют.
10 Умение слушать имеет два уровня 1)Внешний, организационный, он обеспечивает правильное восприятие и понимание смысла речи собеседника, но недостаточен для эмоционального понимания самого собеседника; 2)Внутренний, эмпатийный, это проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие, эмпатия.
11 Техника рефлексивного слушания (И. Атватер) 1. Выяснение – это обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях исследователь получает дополнительные сведения или уточняет смысл высказывания;
12 2. Перефразирование – это формулировка высказывания респондента в ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания собеседника. Психолог по возможности должен избегать точного, дословного повторения высказывания, поскольку при этом у собеседника может возникнуть впечатление, что его невнимательно слушают Техника рефлексивного слушания (И. Атватер)
13 3. Отражение чувств – это словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают респонденту почувствовать заинтересованность исследователя и внимание к собеседнику. Техника рефлексивного слушания (И. Атватер)
14 4. Резюмирование это подытоживание слушающим мыслей и чувств говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания респондента в единое целое.
15 В отличие от рефлексивного, техника нерефлексивного слушания – достаточно тонкая, использовать ее надо осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс общения.
16 Техника нерефлексивного слушания (И. Атватер) При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства общения: контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т. п.
17 Ситуации продуктивного нерефлексивного слушания(И. Атватер) 1)Собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему- либо; 2)Собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему необходимо «выговориться»; 3)Собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний (мешать ему не следует); 4)Собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (необходимо дать ему возможность успокоиться).
18 Владение приемами рефлексивного и активного слушания; Умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное; Способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста; Профессионально важные качества психолога, работающего по методу беседы
19 Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов; Умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия; Стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации; Внимательность к уровню утомления и тревожности респондента. Профессионально важные качества психолога, работающего по методу беседы
20 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.