Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗинфира Ахматнурова
1 Страхование ответственности.
2 План: 1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности 2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств 3. Страхование гражданской ответственности перевозчика 4. Страхование профессиональной ответственности Выводы
3 Страхование ответственности. Страхование ответственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции от 7 марта 2005 г. 12-ФЗ) относится к имущественному страхованию вместе со страхованием имущества и страхованием предпринимательских рисков. Под ответственностью понимается обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом другому лицу (третьему лицу), в том случае, если такой ущерб возник при наличии определенных действий или бездействия со стороны одного лица по отношению к другому. При заключении договора страхования ответственности страховщик либо в силу закона (обязательное страхование или деликтное (внедоговорная ответственность, определяемая ст. 931 ГК РФ)), либо по договору (добровольное страхование ответственности договорная ответственность, определяемая в соответствии со ст. 932 ГК РФ) берет на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем (застрахованным лицом) третьему лицу. При этом преследуется цель сохранения материального благосостояния и интересов как причинившего ущерб, так и потерпевшего (третьего лица).
4 Объектом страхования гражданской ответственности является предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя. Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу. В ст. 15 ГК РФ так раскрывается право на возмещение причиненного ущерба: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
5 Условия предъявления иска по гражданской ответственности: наличие ущерба; наличие вины или противоправного действия (бездействия); существование связи между ними.
6 Ущерб может быть: Физический ущерб: смерть, физическая и умственная инвалидность, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, эмоциональный ущерб. Материальный ущерб: полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей. Финансовый ущерб это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо и т. д. Моральный вред заключается в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав и т. д. Согласно ст. 151 ГК РФ: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».
7 Основными являются следующие виды страхования ответственности: Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхование гражданской ответственности перевозчика. Страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности. Страхование профессиональной ответственности. Страхование иных видов ответственности.
8 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств осуществляется в двух формах: добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании договора страхования и свободного волеизъявления сторон, когда порядок и условия страхования являются предметом соглашения страхователя и страховщика; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
9 Цель данного вида страхования предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу. Субъекты страхования: страховщик, страхователь и потерпевший. Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны страхователь и страховщик. Объект страхования имущественные интересы владельца транспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортного средства. Страховыми рисками являются следующие события, связанные с причинением ущерба: жизни и здоровью третьих лиц, достоинству личности; имуществу третьих лиц в результате его уничтожения или повреждения при использовании транспортного средства на территории РФ.
10 Страхователь владелец транспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца транспортного средства (например, родственник). Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида страхования. Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, т. к. является лицом, в пользу которого заключается договор страхования выгодоприобретателем.
11 Добровольное страхование Объекты страхования и объем обязательств уточняются при заключении договора, в том числе описывается предмет страхования. Страховой случай факт возникновения обязанности страхователя возместить вред потерпевшему, но только вред, который подлежит возмещению страховщиком по договору страхования. Страховая сумма это максимальный размер выплаты страхового возмещения по договору в связи с наступлением ответственности в объеме договорных обязательств, но договором страхования понятие страховой суммы должно быть четко определено. В договоре добровольного страхования ответственности страховая сумма определяется соглашением сторон (ст. 947 ГК РФ). Страховая премия при добровольном страховании определяется на основе страховых тарифов со 100 руб. страховой суммы или применяется страховой тариф с объекта страхования.
12 Для оценки страхового тарифа используют следующие сведения: водительский стаж страхователя; наличие обоснованных претензий третьих лиц о возмещении причиненного вреда при эксплуатации страхователем транспортного средства; марка автотранспортного средства и его технические характеристики; режим и территория использования автотранспортного средства (по возможности); сведения о членах семьи, имеющих право на эксплуатацию данного транспортного средства; данные о состоянии здоровья страхователя; сведения о работниках предприятия, эксплуатирующих транспортные средства; виды работ и обычные маршруты поездок.
13 Система «Зеленая карта» При поездках за рубеж для страхования ответственности владельцев автотранспортных средств используется так называемая система «Зеленая карта» как обязательное страхование гражданской ответственности. Международные договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств заключаются на основе соглашения о «Зеленой карете», которая получила свое название по цвету и форме страхового полиса. Международный договор о «Зеленой карете» (МДЗК) был подписан между 13 странами-участницами в 1949 г. В настоящее время участницами договора является 31 страна, которые признают на своей территории страховые полисы системы «Зеленая карта», выписанные в других странах. В России оформление «Зеленой карты» необходимо при поездках по европейским странам.
14 Обязательное страхование Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространено за рубежом. В России такое страхование вступило в силу с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этим законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
15 Основные принципы Обязательного страхования (ОСАГО): гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
16 Владельцем транспортного средства считается: собственник транспортного средства; лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, на основании распоряжении соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.). Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, не является владельцем транспортного средства.
17 Автогражданская ответственность Автогражданская ответственность страхуется владельцами транспортных средств до регистрации транспортного средства, но не позднее 5 дней после возникновения права владения транспортным средством. Автогражданская ответственность не страхуется владельцами следующих транспортных средств: максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч; транспортные средства Вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ; транспортные средства, застрахованные в иных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Российская Федерация.
18 Из страхового покрытия исключаются следующие риски: причинение вреда при использовании транспортного средства, ответственность владения которым не застрахована; причинение морального вреда или упущеная выгода; использование автомобиля при проведении соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; загрязнение окружающей среды; ущерб, причиненный перевозимым грузом; ущерб, причиненный жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот ущерб возмещается в соответствии с другими законами; возмещение работодателем убытков при причинении вреда работнику; причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству, прицепу, перевозимому грузу, установленному на них оборудованию; ущерб при погрузке/разгрузке транспортного средства, а также при его движении по внутренней территории организации; повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, памятников архитектуры, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг и т. д.; возмещение ущерба в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 Гражданского кодекса РФ (если это установлено законом или договором).
19 Страховые тарифы По обязательному страхованию автогражданской ответственности устанавливаются Правительством РФ (Постановление от 7 мая 2003 г. 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» см. Приложение 1, Практикум 5). Страховые тарифы, согласно Постановлению 264 состоят из базовых ставок и коэффициентов.
20 Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат за предыдущие годы, иных обязательств. Также коэффициенты учитывают число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, водительский стаж, возраст и иные персональные характеристики водителя, период сезонного использования транспортного средства. Они могут быть как повышающими, так и понижающими (см. Приложение 1, Практикум 5). Величина страховой премии с учетом коэффициентов не может превышать трехкратный размер базовой ставки, а при использовании повышающих коэффициентов пятикратный размер. Если транспортное средство предоставлено инвалидам через органы социального обеспечения, то им предоставляется компенсация в размере 50 % от уплаченной страховой премии.
21 При наступлении страхового случая: Страхователь-участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам указанного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Страхователь обязан также сообщить о наступлении страхового случая страховщику в установленные сроки. Размер и порядок страховой выплаты определяется после осмотра страховщиком и независимыми экспертами поврежденного имущества с целью его оценки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня обращения потерпевшего. Экспертиза может быть проведена по месту нахождения поврежденного имущества. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования. В законе предусмотрено также проведение независимой экспертизы для установления обстоятельств наступления страхового случая, а также технологии, методов и стоимости ремонта транспортного средства.
22 Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших производятся в том случае, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена в следующих случаях: страховщик является банкротом; неизвестны лица, ответственные за причиненный ущерб; лицо, причинившее вред, не имеет договора обязательного страхования. Право на получение компенсационных выплат имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории РФ. Иск по требованиям потерпевших об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен ими в течение 2 лет.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.