Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемПавел Самсонов
1 Богатство кубанского музыкального фольклора
2 Культура Кубани второй половины 18-го – первой половины 19-го века развивалась в русле общероссийской культуры. Для культуры Кубани этого периода характерно смещение культурных традиций множества социальных групп различной этнической принадлежности, отличающихся социально-экономическим, общественно-политическим и культурным уровнем. Основным ядром историко-культурного развития края становилось формирующееся казачество. На это влияла и обстановка в крае, и численное доминирование казачьего населения в первых волнах переселенцев, их социальное развитие и сословно- корпоративная сплоченность, характерная для казачества, и целенаправленная политика царского правительства, стремившегося превратить казацкую вольницу в свою опору на осваиваемых землях. Культура казачества на Кубани в дореформенный период была сложным объединением взаимодействий традиционно-бытовой и профессиональной культуры. Оба компонента претерпевали стремительные изменения. Традиционно-бытовая культура в крае развивалась интенсивно, вбирала в себя наиболее рациональные элементы быта и нравов всех значительных этнических групп, соприкасавшихся в границах данного региона. На профессиональную культуру целенаправленно воздействовала царская администрация (через государственных чиновников, казачью старшину, войсковое правительство и духовенство), и она стала тем каналом, через который региональная культура вовлеклась в общекультурные государственные процессы. Традиционно- бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов, ограниченно включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей и активно влиявшая на развитие их хозяйства, быта и самосознания. Воплощением развития демократического самосознания был фольклор- один из связующих компонентов этноса, важнейшее средство сохранения и передачи традиционно- бытовой культуры в различных формах.
3 В песенном фольклоре преобладали трудовые песни- «полильни» или «стэпови»- коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно- бытовые и исторические песни. Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как « С гор подули ветры», «Словно соколы крылаты», « Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье « Зажурылись черноморцы» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах. В годах по инициативе протоиерея К.В. Россинского был создан войсковой певческий хор. Он состоял из восьми человек (по два баса, тенора, альта, дисканта). Вначале пели на церковных богослужениях. К.В. Россинский просил Черноморскую войсковую канцелярию взять хор на содержание войсковой казны из-за незначительности церковных доходов. Увеличенный в августе 1811 года на восемь штатных единиц « для безостановочного и вполне пристойного пения», певческий хор получил возможность расширить свой репертуар и пополниться народными песнями.
4 Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение па улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров. Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры ( гг.). Есаул И. И. Кияшко в книге "Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска" пишет: "Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют ) себя певческий и музыкантский хоры". Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями Моцарта, П.Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г.Кониевича, А.Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских (М.Глинка, А.Даргомыжский, П.Чесноков, М. Анцев и зарубежных композиторов (Л.Бетховен, И.Гайдн, Р.Вагнер, Р.Шуман, Ф.Мендельсон и др.). Наиболее продолжительное время, выше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения, как "Кантата памяти К.Д.Ушинского" и "Памятник" на стихи А.С. Пушкина. С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани.
5 Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности. В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам. Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли -Самозванца в "Борисе Годунове" М.Мусоргского и Радамеса в "Аиде" Д.Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета "Русское слово" писала об этом спектакле: "В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию"..Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И.Шаляпин: "За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием". В 1909 году В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне- Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка»,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.