Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемСолянникова Виктория
1 Подготовила: Солянникова Виктория Ученица 9 «А» класса Учитель: Самойленко С. А.
2 Гжель – это старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона старо древних гончаров.
3 Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения): Трошкóво, Глебово, Фенино, Речúцы, Ново-Харитоново – вообще всего их около 30.
4 По названию села было названо ДПИ, которым занимаются местные Гжель – название народного «сине- белого» промысла, керамический центр России.
5 Технология производства керамических художественных изделий включает в себя формовку, сушку, оправку, утильный обжиг, живопись, глазурование и ещё один обжиг – политой.
6 Но вначале гжель рождается в головах художников и дизайнеров. Затем опытные мастера-модельщики по эскизам художников на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. После чего шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
7 Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции – оправке. В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в камерную печь в утильный обжиг.
8 Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Исполнение росписи вручную беличьими кисточками позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
9 После росписи изделие покрывают глазурью. Далее политой обжиг. Он идёт при температуре 980 – 1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.
10 До середины XVIII в. Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики (поливная керамика, покрытая непрозрачной глазурью). Техника майолики позволяет делать посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
11 Около 1800 г. в д. Володино Бронницкого уезда возник первый фарфоровый завод Павла Куликова. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство гжели. Куликов, желая сохранить секрет выработки фарфора, всё делал сам, имея только одного рабочего. Но два гончара, Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины. После чего и открыли собственные заводы.
12 К 1812 г. в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.
13 Со второй пол. XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкреплённое золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.
14 В 1930-х и 1940-х гг. в Гжели находилась почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Гжельские предприятия изготавливали посуду, скульптуру, архитектурные детали. Однако были утрачены традиции старых мастеров. Гжельские изделия этих лет часто были безвкусны и сделаны из плохо обожжённой глины. Возрождение гжели стало основной задачей мастеров советского декоративно- прикладного искусства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.