Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАкбота Турлыханова
2 До середины 20 века анализ МРТ и международной торговли проводился главным образом в рамках концепций, так или иначе «завязанных» на сравнительных преимуществах. Однако для объяснения причин МРТ и мировой торговли в современном мире, где значительная часть торговли ведется между развитыми странами, при том что эти страны все больше торгуют друг с другом схожими товарами, очевидно, недостаточно апеллировать только к разной наделенности стран факторами производства. Во второй половине 20 века стали появляться новые теории международной торговли.
3 В этих теориях объяснение особенностей современной международной торговли давалось с новых позиций и с троилось на иных допущениях. В частности, одна из теорий исходила из действия положительного эффекта масштаба, другая теория объясняла торговлю в условиях несовершенной конкуренции, третья теория ввела в анализ предпосылку о технологических изменениях, происходящих в разных странах не одновременно, четвертая теория обосновывала международную торговлю особенностями со стороны спроса на товары и т.д.
4 Была разработана в 1961 г. американским экономистом М.Познером. Если техническое новшество первоначально появляется в одной стране, то такая страна приобретает сравнительное преимущество в соответствующей отрасли, производя товар с меньшими издержками. Начиная производство этого товара, в течение определенного времени страна-новатор обладает квазимонополией, позволяющей ей получать добавочную прибыль, что предопределяет ее заинтересованность в увеличении экспорта.
5 В долгосрочном периоде технологические изменения не дают стране-новатору сравнительного преимущества в производстве нового товара, потому что в результате международной диффузии новая технология становится доступной и для других стран. Экспорт будет иметь место до тех пор, пока другая страна не преодолеет технологический разрыв в этой отрасли. Познер вводит понятие «поток нововведений», постоянно возникающих в разных странах и отраслях, и делает вывод, что международная торговля будет всегда.
6 Была предложена в 1966 г. американским экономистом Р.Верноном. Для объяснения международной торговли он использовал микроэкономическую концепцию цикла жизни продукта. Три стадии жизненного цикла товара: стадия нового товара, стадия зрелости товара и стадия стандартизации.
7 На первой стадии, когда расходы на внедрение и выпуск нового товара очень велики, а для производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и конкуренция на рынке очень незначительная, все производство товара расположено в стране-новаторе. На стадии зрелости товара выпуск становится серийным, снижается себестоимость производства товара и его цена. Вначале международный спрос покрывается за счет экспорта товара из страны- новатора, но затем, по мере того как технология выпуска стандартизируется и отпадает необходимость использовать дорогую высококвалифицированную рабочую силу, освоение выпуска начинается ив других странах, а экспорт товара из страны-новатора начинает сокращаться.
8 Теория Вернона представляет динамическую модель международной торговли, товарная структура которой меняется во времени, по мере того как товары проходят различные стадии своих жизненных циклов. Как и в случае с теорией Познера, теория Вернона показывает, что страна может использовать свое сравнительное преимущество до тех пор, пока владеет ноу хау, технологиями, недоступными для производителей из других стран. Но диффузия технологий, стандартизация продукта и более низкие затраты за рубежом обусловливают перемещение сравнительных преимуществ из страны-новатора в страну-имитатор.
9 Существует две причины МРТ, а следовательно и торговли между странами: 1. Страны различаются по ресурсам и технологиям и специализируются на тех товарах, которые они делают лучше всего. 2. Причиной специализации служит экономия, которая делает выгодной специализацию страны на узком круге товаров.
10 Допустим, США и Англия имеют одинаковые технологии и выпускают по 10 единиц товара, затрачивая на это по 15 единиц ресурсов. Таким образом, общий объем выпуска этого товара равен 20 единицам, а затраты ресурсов-30. Но если увеличить выпуск этого товара в одной из стран, например в США, то в результате экономии за счет масштабов производства при затратах, равных 30 единицам, ресурсов будет выпущено уже не 20 единиц товара, а 25. То есть производство становится более эффективным и в национальном масштабе, и в мировом, что дает возможность снизить цену товара. Вторая же страна-Англия- может получить больше продукта за счет импорта, а освободившиеся ресурсы перевести в производство другой продукции, где расширение выпуска даст свой положительный эффект масштаба.
11 В теории различают внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе производства. Внутренняя экономия от масштаба производства связана с развитием непосредственно фирмы и достигается чрез расширение объема выпуска и снижение себестоимости производства продукции. Под внешней экономией понимают ситуацию, когда страна(ее отрасль) или исторически, или за счет современных научно-технических достижений добилась положения основного производителя, а следовательно, и основного экспортера того или иного товара в мире.
12 Основной фактор, определяющий структуру спроса,- это уровень дохода на душу населения в стране. Линдер считал, что в странах с близким по величине уровнем дохода на душу населения потребители имеют одинаковые вкусы, удовлетворять которые могут производители из разных стран. При этом межстрановая торговля позволяет расширить ассортимент товаров с точки зрения дизайна, стиля, моды, качества. А значит, торговля активно ведется прежде всего между странами со схожими уровнем жизни, вкусами, ценностями.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.