Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнастасия Глазачева
1 Изобразительное искусство 5 класс Одежда «говорит» о человеке
2 Древний Китай Огромную роль в культуре Китая играл жёлтый цвет, он был цветом золота и являлся символом императора. Высшие слои знати носили шёлковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Все остальные слои населения не имели права носить такие одеяния.
3 Придворные дамы носили сложные, изысканные причёски со шпильками из золота и серебра.
5 Знаками отличия аристократии от чиновников служили различные пояса, цвет и материал одежды, украшения.
6 Жёлтый- императорский; белый и красный - цвета воинов; голубой – для молодых воинов; коричневый – цвет сановников () Значение цветов
8 Китайские крестьяне.
9 Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века. Свадьба Людовика XIV и Марии - Терезии.
10 Костюм ЛюдовикаXIV Роскошь и красота костюма говорили о процветании Франции.
11 Ларжильер. Портрет Людовика XIV и его наследников. Король и члены его семьи носили одежду из парчи, отделанной золотом
12 Встреча Людовика XIV с Филиппом IV. Французские аристократы подрожали своему правителю. Модная одежда называлась жюстокором (точно по телу). Жюстокор (фр. justaucorps «точно по корпусу») тип мужского кафтана, появившийся в конце XVII века и сделавшийся в XVIII веке обязательным элементом европейского придворного костюма, наряду с камзолом.
13 Французские дамы одевались с особым вкусом. Они демонстрировали своё положение в обществе при помощи костюма.
15 Чёткие разграничения в костюме имели военные. Костюм командиров напоминал дворянский. Генеральский костюм немного отличался от офицерского – огромными перьями на шляпе и обилием кружев. Костюм низших военных чинов был довольно прост.
16 Одежда простых горожан была мрачной, тусклой, серых тонов. Простолюдинам было запрещено носить одежду ярких цветов
17 Луи Ленен. Семейство молочницы. 40 е гг. XVII в Одежда крестьян
18 Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определённому сословию или группе людей в обществе
19 В России до 18 века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Замена русского костюма модным общеевропейским произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Эта контрастная перемена в одежде коснулась лишь богатых слоев общества. традиционный русский костюм
20 Но европейская мода все же проникала и в крестьянскую среду. К началу 19 века среди работных, а также крестьян на смену сарафану приходит удобный платье-костюм – кофта, юбка и головной платок. Эту одежду долго называли «немецкой» – обычно так одевались иностранки. Но такая одежда прижилась в России и стала обыденной, хотя люди стремились сочетать новое и старое – помимо платка носили кокошник, или кику. Никто не отменял этих традиционных головных уборов девушек и женщин, как и повойников – чепцов, прикрывавших волосы. На ногах крестьян были лапти – основная летняя обувь. Зимой и в слякоть одевали поршни из целого куска кожи, ноги в них закатывали в онучи, а также валенки. Эта одежда, обувь, а также скромные металлические и стеклянные украшения просуществовали до самой революции 1917 года. Свои знаменитые реформы Петр Великий начал с 1698 года, когда в городских воротах был вывешен образец одежды, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли. Эта насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских мужей за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой. Смена форм костюма не прошла гладко.
21 Р У С С К И Й К О С Т Ю М В X VI II В Е К Е П е р в а я п о л о в и н а 1 8- о г о в е к а. В Р о сс и и д о X VI II века в о в с е х с л о я х о б ст в а п о- п р е ж н е м у н о с и л и традиционный русский ко ст ю м, а в с е и н о ст р а н н ы е, « н е м е цк и е » м о д ы отвергали сь. Н а русский ко ст ю м и п р и ч е ск у X VI II века большое в л и я н и е оказало польское и ф р а н ц уз ск о е платье. З а м е н а р ус ск ог о ко ст ю м а м о д н ы м о б щ е европейским п р о из о ш л а в н а ч а л е X VI II столетия п о с л е р я д а специальных ук аз о в П ет р а I. Э та ко нт р а ст н а я п е р е м е н а в о д е ж д е коснулась лишь б ог ат ы х с л о е в о б щ е ст в а. О д н ак о, о д е ж д а и п р и ч е ск и п р о ст о н а р о д ь я за д в а века изменились м а л о. В е сь X VI II век крестьяне б о р о д н е б р и л и. И х ж е н ы и д о ч е р и п р о д о л ж а л и носить гл а дк о п р и ч е с а н н ы е в о л о с ы, заплетенные в ко су. В о л о с ы п р и м аз ы в а л и кв а с о м. К р е ст ь я н е н о с и л и о б ы ч н о рубаху, п о рт ы и ка ф та н. Р у б а х и б ы л и п о чт и д о ко л е н, р ук а в а п р я м ы е д л и н н ы е, п о д мышкой прямоугольные в ст а вк и – л а ст о в и ц ы. П ок р о й р у б а х б ы л ту н ик о образный. Б ы л и р а с п р о ст р а н е н ы го л о шейки – р у б а х и без в о р от н ик а, с разрезом, за стеги в а ю щ и м с я н а левой ст о р о н е. В м о д е б ы л а ко с о в о р от ка – р у б а х а с ко с ы м в о р от о м. П о рт ы и п о д ш та н н ик и ш и л и из х о л ст а, ку м а ч а, и н ог д а из н е м е цк ог о су кн а. П о в е р х р у б а х и н а д е в а л и с е р м яг у, зипун, п о д д е вк у – р аз н о в и д н о ст и ка ф та н а. О б у в ь ю б е д н ы х б ы л и л а пт и с о н лучами – полосой с е р м я ж н ог о су кн а длиной около трех а р ш и н, ко то р а я н а м ат ы в а л а сь н а н ог у с пальцев д о ко л е н а. З и м о й н о с и л и ш у б н ы е ка ф та н о л у ш у бк и. В дальнюю зимнюю д о р ог у п о в е р х н а д е в а л и медвежью и л и волчью ш у б у. О д е ж д а крестьянок в X VI II век е менялась м е д л е н н о, с о х р а н я я традиционные ф о р м ы, у н а с л е д о в а н н ы е от далеких п р е дк о в. О с н о в н ы м платье м б ы л а р у б а х а и л и с о р о чк а. Е е в е р х н я я часть (л и ф ) называлась « о б н и м ка ». Ш и л и е е, ка к и р ук а в а, из тонкой м ат е р и и в от ч и е от нижней ч а ст и – и с п о дней, ко то р у ю кр о и л и из х о л ст и н ы. У в о р от а и н а р ук а в а х у запястья п р о дерг и в а л и л е нт о чк и – « вс д е р ж ки », ко то р ы м и с о р о чк а в эт и х м е ст а х за тяги в а л а сь в сборку. С в е р ху н а с о р о чк у н а д е в а л и длинный, распашной домотканый с а р а ф а н, ю бк у- п а н е в у и л и то и другое в м е ст е. Б ы л р а с п р о ст р а н е н та к ж е и ш у ш у н – глухой с а р а ф а н. Т ак п оз ж е н аз ы в а л и и ко р от ко п о л у ю ш у бк у, р а с п а ш н у ю ко ф ту. И х о б ы ч н о н о с и л и п о ж и л ы е ж е н щ и н ы. Ш и р ок и й п о я с н а с а р а ф а н (и л и п о д него н а рубаху ) н а д е в а л и очень высоко. О н в ы п о л н я л роль бюстгальтера. К ак в д р е в н о ст и, крестьянки X VI II - XI X век о в п о в е р х с а р а ф а н а н а д е в а л и н е чт о ко р от ко е, п р ик р ы в а ю щ е е грудь, « д у ш у ». Э то отразилось в н аз в а н и и предмета: душегрейка, телогрейка. Н о с и л и та к ж е шугай, е п а н чу. Ш уг а й б ы л накидкой с р ук а в а м и, а е п а н ч а – без р ук а в о в; о н а н а п о м и н а л а п е л е р и н у, п р и ч е м обязательно ут е п л е н н у ю, с опушкой из м е х а. В X VI II век е в городской с р е д е ст а л и м о д н ы ж е н ск и е с а л о п ы – весьма с в о е о б р аз н о е сочетание старинной русской и европейской м о д ы. С в о б о д н ы е, широкие, ка к д р е в н е русский опашень, о н и и м е л и прорези д л я р ук и о д н о в р е м е н н о – ка п ю ш о н ы. Н о европейская м о д а в с е ж е п р о н ик а л а и в крестьянскую с р е д у. К н а ч а л у XI X века с р е д и р а б от н ы х, а та к ж е крестьян н а с м е н у с а р а ф а н у п р и х о д ит удобный платье- ко ст ю м – ко ф та, ю бк а и головной п л ат ок. Э ту о д е ж д у д о лг о н аз ы в а л и « немецкой » – о б ы ч н о та к одевались и н о ст р а нк и. Н о та ка я о д е ж д а прижилась в Р о сс и и и ст а л а обыденной, х от я л ю д и стремились сочетать н о в о е и ст а р о е – п о м и м о п л ат ка н о с и л и ко ко ш н ик, и л и ки ку. Н ик то н е от м е н я л эт и х традиционных го л о в н ы х у б о р о в девушек и ж е н щ и н, ка к и п о двойников – ч е п ц о в, п р ик р ы в а в ш и х в о л о с ы. Н а н ог а х крестьян б ы л и л а пт и – о с н о в н а я летняя обувь. З и м о й и в слякоть о д е в а л и п о р ш н и из ц е л ог о ку ск а ко ж и, н ог и в н и х за ка т ы в а л и в онучи, а та к ж е в а л е нк и. Э та о д е ж д а, обувь, а та к ж е ск р о м н ы е металлические и стеклянные ук р а ш е н и я п р о су щ е ст в о в а л и д о самой р е в о л ю ц и и го д а. С в о и знаменитые р е ф о р м ы П ет р В е л ик и й н а ч а л с го д а, ко гд а в го р о д ск и х в о р от а х б ы л в ы в е ш е н о б р аз е ц о д е ж д ы, и в с е х, кт о н а р у ш а л ук аз, ст а в и л и н а ко л е н и и овечьим и н о ж н и ц а м и срезали п о л ы о д е ж д ы п о уровень земли. Э та насильственная с м е н а ко ст ю м а и м е л а о п р е д е л е н н о е п о л ит и ч е ск о е значение. П ет р, п о н и м а я в а ж н о ст ь то рг о в ог о и ку л ьт у р н ог о о б щ е н и я с Е в р о п о й, п о с ы л а л р ус ск и х м у ж е й за гр а н и ц у, п ы та л с я р аз б ит ь д о м о ст р о е в ск и е о б ы ч а и б о я р ст в а, за ст а в л я л б о я р ск и х с ы нк о в уч ит ьс я и р а б от ат ь. О д н и м из с р е д ст в б о р ь б ы с о ст а р оз а в ет н ы м б о я р ст в о м и м е ст н и ч е ст в о м б ы л а за м е н а ст а р и н н ог о б о я р ск ог о ко ст ю м а, д л и н н о п о л ог о и н е у д о б н ог о д л я р а б от ы, б о л е е у д о б н о й о б щ е европейской о д е ж д о й. С м е н а ф о р м ко ст ю м а н е п р о ш л а гл а дк о. П о ук аз у П ет р а I в г. д в о р я н а м и го р о ж а н а м б ы л о за п р е щ е н о н о ш е н и е ст а р ог о р ус ск ог о ко ст ю м а и в м е ст о него б ы л и ус та н о в л е н ы с л е д у ю щ и е ф о р м ы: д л я м у ж ч и н ко р от ки й п р и л ег а ю щ и й ка ф та н и ка м зо л, к ю л от ы, д л и н н ы е чу лк и и б а ш м ак и с п р я ж ка м и, б е л ы й п а р ик и л и н а п у д р е н н ы е в о л о с ы, б р ит о е л и ц о. М н ог и е го р о ж а н е, о с о б е н н о из ку п е ч е ск ог о с о с л о в и я, сч ит а л и ко р от ко п о л ы е м о д н ы е ка ф та н ы в е р х о м н е п р и л и ч и я. Т ак ж е н а с и л ьс тв е н н о в в о д и л о сь б р а д о б р ит и е. М н ог и е от ку п а л и сь от б р ит ь я б о р о д ы: за е ё н о ш е н и е п л ат и л и в ц а р ск у ю ка зн у н а л ог. Т о л ьк о н о в о е с л у ж и л о е д в о р я н ст в о и б о л ь ш а я часть м о л о д е ж и с р аз у п р и н я л и н о в о в в е д е н и я. Д л я ж е н щ и н п е р е х о д к н о в о м у ко ст ю м у б ы л е щ е с л о ж н е е. О д ет ы е в тя ж е л ы е, ск р ы в а ю щ и е ф о р м ы те л а с а р а ф а н ы, за кр ы т ы е р у б а х и, с п л от н о п ок р ы то й го л о в о й, о н и, с ог л а с н о н о в о й м о д е, в д р уг д о л ж н ы б ы л и н а д ет ь д ек о л ьт и р о в а н н ы е п л ат ь я с ш и р ок о й ка рк а с н о й ю бк о й, ст я н ут ь та л и ю в ту го й ко р с а ж, о д ет ь п а р ик и ту ф л и н а в ы с ок и х ка б л ук а х, и п р и м е н ит ь я рк у ю д ек о р ат и в н у ю ко с м ет ик у (р у м я н а и б е л и л а). тр а д и ц и о н ы й русский ко ст ю м По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Так же насильственно вводилось брадобритие. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения. Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья с широкой каркасной юбкой, стянуть талию в тугой корсаж, одеть парик и туфли на высоких каблуках, и применить яркую декоративную косметику (румяна и белила).
24 А промчавшаяся в 1773 году по парижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно сохранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове нужно было очень осторожно. Затем пришла мода на овощи и фрукты (артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п.). Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. При сооружении всех этих чудес употребляли шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир (для удержания пудры), шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.