Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНина Радионова
1 Опорное МБДОУ д/с 17 «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» Детское экспериментирование как средство познавательного развития ребенка в условиях введения ФГОС ДО
2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ПРИКАЗ «17» октября 2013 г Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
3 Основные принципы ФГОС ДО: O 1) поддержка разнообразия детства ; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание ( рассмотрение ) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий ; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду ; O 2) личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых ( родителей ( законных представителей ), педагогических и иных работников Организации ) и детей ; O 3) уважение личности ребенка ; O 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка.
4 ФГОС. Образовательные области Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие 4
5 Основная цель развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие Основная цель развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов 5
6 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ, СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ, СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
7 Виды детской деятельности Познавательно - исследовательская исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними 7
8 Особенности познавательного развитие Особенности экспериментирования Объект познания -окружающие предметы, их действия. Познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях. Необходимое условие активности познания - разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; льда; снега; стекла. «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками» Младший дошкольный возраст 2-3 года
9 Особенности познавательного развитие Особенности экспериментирования Накопление представлений и знаний об окружающей действительности. Установление взаимосвязи между представлениями. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Что станет со снегом в тепле? Опыты: «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» Младший дошкольный возраст 3-4 года
10 Особенности познавательного развитие Особенности экспериментирования Познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Предложение детям проблемных ситуаций. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий. «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Вода жидкая, может течь» Средний дошкольный возраст 4-5 года
11 Особенности познавательного развитие Особенности экспериментирования Старший дошкольник познает уже «большой мир». Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково- символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Активное участие в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомство со способами фиксации полученных результатов Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Старший дошкольный возраст 5-7 лет
12 Детское экспериментирование Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Опыты Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания Поисковая деятельность как нахождение способа действия Демонстрационные ( показ воспитателя ) и лабораторные ( дети вместе с воспитателем, с его помощью ) Кратковременные и долгосрочные Опыт - доказательство и опыт - исследование 12
13 Структура детского экспериментирования. (Н.Н. Поддьяков) Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
14 Последовательность детского экспериментирования Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось : формулирование выводов ( как получилось ) Если предположение не подтвердилось : возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода ( как получилось ) формулирование выводов ( как получилось ).
15 Организация непосредственно организованной деятельности Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны от содержательной структуры самой познавательной деятельности. Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
16 Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно - дидактические игры. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно - игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею.
17 Организация самостоятельной познавательной деятельности детей Развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя в этом блоке создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
18 Предметно-пространственная среда для экспериментирования В мини - лабораториях может быть выделено : 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов ( стол « песок - вода » и емкость для песка и воды и т. д.)
19 Младшая группа - Песок, глина ; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде ; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые ( гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления : - Лупы, сосуды для воды, " ящик ощущений " ( чудесный мешочек ), зеркальце для игр с " солнечным зайчиком ", контейнеры из " киндер - сюрпризов " с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. « Бросовый материал »: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха
20 Средняя группа - Песок, глина ; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде ; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые ( гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления : - Лупы, сосуды для воды, " ящик ощущений " ( чудесный мешочек ), зеркальце для игр с " солнечным зайчиком ", контейнеры из " киндер - сюрпризов " с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. « Бросовый материал »: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха
21 Старшая и подготовительная группа природный материал : камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.; технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.; разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.; красители : пищевые и непищевые ( гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи половинки мыльниц, формы для льда и др. Измерительные приборы : воронки, стаканчики, ёмкости приборы - помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
22 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: O ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др … O ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,… Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других …; O ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре ; ребенок владеет разными формами и видами игры, … ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,… O у ребенка развита крупная и мелкая моторика ; … O ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, … O ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, …
23 Последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
24 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.