Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемСаят Ауганов
1 Семинар Тема : « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх ». Подготовила: старший воспитатель Фёдорова Е.В.
2 «Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В. А. Сухомлинский
3 План: 1. Значение игры для становления личности ребенка дошкольного возраста. 2.Сюжетно-ролевая игра – подготовка к творческой деятельности ребенка. 3. Роль педагога в организации сюжетно- ролевой игры. 4. Роль игры в разные возрастные периоды дошкольного детства. 5. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевыми играми 6. Игра «Синквейн»
4 1. Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно – ролевая игра. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно - ролевая игра, - это стремление к самореализации, самовыражению. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно - ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, д. В. Менджерицкой.
5 Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно - ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства : формирование игры ; формирование инициативы и творчества ; формирование взаимоотношений.
6 Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой : подготовительный ( обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно - игровой среды ); основной этап ( начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы ); участие в игре ( совет, напоминание и т. д.).
7 2. Существует универсальный способ не только для удерживания интереса, но и для развития личности вообще. Это – творчество. Дошкольник еще не может относиться к миру объективно, отстраненно, он во всем ищет свои интересы, формы своего участия или хотя бы причастности к происходящему. Именно творчество позволяет относиться к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями. Сюжетно – ролевая игра является творческой деятельностью. В игре дети не только обучаются, но и развиваются. Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации. Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную действительность, в которой он является социально значимым лицом. Рядом с видимой действительностью строится мир воображений.
8 3. Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе. Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему градусник). Они учатся решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, строят сооружения, договариваются, кто кем будет, и что будут делать. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимания между детьми и воспитателем, и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе.
9 Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному обобщению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают к самостоятельной игре. Это значит, что надо поставить детей перед такой игровой ситуацией, которая им интересна, которую они захотят решать сами. Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Эмоционально - деловой контакт и доверие взрослого влияют на развитие игры. Взрослый должен стать на время ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится сам. Это может быть достигнуто путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций, в которых игровая задача программируется заранее взрослым, то есть создаются условия для решения теми или иными способами и средствами. Взрослый не дает готовый образец решения, а вызывает ребенка на самостоятельное достижение воображаемой цели.
10 Для развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому их решать, усложняющимися способами и средствами поэтапно. Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со взрослыми. Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторил этот способ в тех же условиях, но и по - разному примерял его в различных проблемных ситуациях. Взрослому необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: во - первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во- вторых, обобщения опыта деятельности; в-третьих, самостоятельности ребенка при решении игровых задач.
11 4. Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность детей 3-7 лет. В процессе сюжетно – ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Игра детей после трех лет значительно усложняется. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.
12 К 4-ому году жизни у ребенка отмечаются две относительно независимые формы игрового поведения: предметно – игровое взаимодействие с партнером – сверстником (включающее обмен предметными действиями) и ролевое поведение отнесенное к партнеру - игрушке (включающее предметно – специфические ролевые действия и ролевую речь). Ролевое взаимодействие, в отличие от индивидуального ролевого поведения, предполагает выделение ребенком сверстника как носителя условной (ролевой) позиции и обращенность на него собственных ролевых действий (предметных и речевых).
13 Развернутая сюжетно – ролевая игра – появляется у детей к 5-ти годам. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы, связанные с их личными интересами, опытом, возможностями.
14 К старшему дошкольному возрасту в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры, игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинированные, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. Поэтому на определенном этапе развития (при расширении его знаний представлений об окружающем мире) роль начинает выступать уже как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.
15 Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно- ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
16 Чему обучается ребенок в сюжетно – ролевой игре: Эмоционально втягиваться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. Осознавать свое реальное место среди других людей. (Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны). Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими. Уважать себя и верить в себя. (Дети в игре действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и спрашивая разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности).
17 Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. (Игра представляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, в игре дети легче справляются с реальными жизненными проблемами). Свободно выражать свои чувства. (Чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений). Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. (Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи и поэтому им нужно время, чтобы играя, поговорить с собой. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. (В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми). Делать выбор.
18 Советы взрослым 1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще. 2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения. 3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. 4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.
19 Игра научит нас : Говорить с ребенком на его языке. Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм). Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций. Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание. Любить детей такими, какие они есть.
20 Играя, мы можем научить детей : 1. Смотреть на себя со стороны глазами других людей. 2. Предвидеть стратегию ролевого поведения 3. Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих. 4. Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре. 5. Доверять друг другу.
21 Игра « Синквейн » Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Алгоритм написания синквейна: Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.