Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлена Мещалкина
1 « ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА » Факультет филологии Группа А - 53 Мещалкина Алена
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение Политическая мысль древнего востока. Взгляды Конфуция Политическая идеи в античном обществе. Концепция Платона и Аристотеля Политические идеи Марка Туллия Цицерона Заключение
3 Введение В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами. К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. Первые политические категории и понятия, появившись в философско- этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы"), Платона ("Государство", "Политик"), Аристотеля ("Политика", "Этика") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
4 Политическая мысль древнего востока. Взгляды Конфуция Конфуций развивал патриархально – патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им, как большая семья Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существующим порядкам.
5 Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение и от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике. Учение Конфуция об искусстве управления обществом богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании.
6 Политическая идеи в античном обществе. Концепция Платона и Аристотеля Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон ( гг. до н. э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах Государство, Политик, Законы. Платон был объективным идеалистом : он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеальных общества и государства.
7 Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимо отношений между людьми. По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий : мудрецов - философов, являющихся одновременно правителями ; стражей - воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов ; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.
8 В конце жизни Платон значительно пересмотрел многие положения своего учения. В диалоге " Законы " он изображает " второй по достоинству " государственный строй, где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако здесь значительно возрастает контролирующая роль государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. Форма политического устройства такого государства аристократическая республика. Платон в " Законах " различает два вида государственного устройства : первый где над всем стоят правители, второй где и правителям предписаны законы. Причем речь при этом идет о справедливых законах
9 Учеником Платона был Аристотель ( гг. до н. э.). Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе Политика. Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как политического животного, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение лучшей жизни, общего блага для всех граждан.
10 Согласно Аристотелю люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, поскольку " человек по природе своей есть существо политическое ". Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающи ми справедливо. Другими словами, цель политики справедли вое, т. е. общее, благо. В зависимости от целей, которые ставят правители государ ства, Аристотель различает правильные и неправильные государ ственные устройства. Правильные Неправильные строй, при котором преследуется преследуются частные цели правителей общее благо, ( тирания, олигархия, демократия ) независимо от того, правит ли один, немногие или многие ( монархия, аристократия )
11 Аристотель игнорировал наличие во. многих госу дарствах своей эпохи социального неравенства и рабства, а ведь рабы заведомо исключались из политической общности, хотя и составляли значительную часть населения. Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследова ние " конституции " политического устройства 158 государств
12 Марк Туллий Цицерон ( до н. э.) Марк Туллий Цицерон ( до н. э.) известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливос ти и истинном законе, о естественном праве.
13 Цицерон придал уче нию греческих стоиков о естественном праве ту форму, в которой оно " работало " в Западной Европе вплоть до XIX в. В работе " О государстве " Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей.
14 Именно у Цицерона стоическую доктрину естественного права восприняли римские юристы и отцы церкви. Он различает три простые формы правления : Царская власть Власть оптиматов Народная власть
15 Заключение Значительным достижением древнеримской мысли было со здание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юри сты тщательно разработали обширный комплекс политико - право вой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин ( гражданского права, госу дарственного и административного права, уголовного права, меж дународного права ). Представление греческих стоиков о свобод ном индивиде было использовано Цицероном и римскими юрис тами при создании концепции юридического лица ( правовой лич ности, персоны ).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.