Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентина Садченко
1 ВИДЫ ЗНАНИЙ
2 ПОЗНАНИЕ – это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке. ПОЗНАНИЕ – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире, природе, человеке. ПОЗНАНИЕ – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний. Объектом познания называют область реальности, в рамках которой знание находится.
6 Мнение Сущность Агностицизм Отрицание даже частичного познания реальности Скептицизм Не опровергает, но и не принимает познание мира. Сомнение в достоверности любого полученного знания Оптимизм Познание мира возможно и достижимо Рационализм Предполагает познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью Сенсуализм (обратно рационализму) Познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией.
10 Чувственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
12 Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение. Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
13 ОЩУЩЕНИЕ, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. ОЩУЩЕНИЕ – Это отражение отдельных свойств предметов объективного мира и знание об отдельных свойствах предметов. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ – осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и т. Д.
14 Восприятие– это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.
15 Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.Е. На базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это – цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент
16 Представление – третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти и воображения. Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.
17 Представление такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление – воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Но представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств.
18 Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. Е. Способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрение) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств
19 Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что: 1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; 2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; 3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. П.); 4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
20 ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: - Отражает только признаки предметов - пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное) - нельзя постичь сущности предметов и их свойств - непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта - наглядность и предметность возникающих в результате познания образов - воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
21 Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением. Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение
22 Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование.
23 По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; 3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; 4) понятия-идеи.
24 Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет». Суждение – одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.
25 Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании. Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.
26 Особенности рационального познания: - активно и целенаправленно - связано с речью - опора на результаты чувственного познания - абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов - воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
27 По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. Emperies опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. Ratio разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
28 Пути познания: 1. Ненаучный а) мифологический б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. В) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай) д) художественно-образный 2. Научный
29 Знание результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин «знание» употребляется в разных смыслах: как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; как познавательно значимая информация; как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью практическим отношением.
30 Виды знаний: житейское – строится на здравом смысле (носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира художественное – строится на образе (целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
31 Виды знаний научное – строится на понятиях (понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край не абстрактные формы) иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
32 .;.
36 Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
37 1) Понятие о познании./ Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира. 2) Цели познания: а) постижение истины; б) практическая польза. 3) Структура процесса познания: а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение). 4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания. 5) Знание как результат познания и виды знаний: а) обыденное б) научное в) социальное г) религиозное д) мифологическое е) художественное 6) Виды вненаучного знания: а) ненаучное б) донаучное в) паранаучное г) лженаучное д) антинаучное 7) Мнения о возможности познания мира: а) агностицизм б) скептицизм в) оптимизм г) рационализм
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.