Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Юнацкая
1 Разработка методического семинара : « Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности учащихся »
2 Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонардо объем информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять …. И в очередной раз удвоилась всего за семь лет ( ). Совсем недавно доктор Жак Валле подсчитал, что количество информации удвоилось за 18 месяцев. По современным данным пятьдесят процентов информации устаревает через пять - десять лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 тысяч уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения он считает ненужными и неприменимыми в жизни.
3 В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина. Цель образования - дать знания. Цель школы - подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.
4 В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Ожидаемыми результатами образовательного процесса является система ЗУН. Учитель и ученик – партнеры. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет. Делание ребёнком того, что он выбрал сам, многократно усиливает эффективность воспитания. Традиционный урок - всему можно научить. Современный урок - всему можно научиться !
5 Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости ( ЮНЕСКО )
6 Три вида компетенций : 1. Базовые компетенции 2. Ключевые компетенции 3. Предметные компетенции В процессе мониторинга идет оценивание развития у учащихся : 1- математической грамотности. 2- естественнонаучной грамотности. 3- грамотности чтения.
7 Базовые компетенции Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя, как части мира. Они, как ориентир, становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.
8 Международные оценочные исследования PISA TIMSS PIRLS «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов» «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
9 Ключевые компетенции Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека ; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся : информационная компетенция ; коммуникативная компетенция ; компетенция разрешения проблем ; Предметные компетенции - знаниевые !!!
10 Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности
11 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
12 Дерево – функционально грамотная личность Лейка – учитель Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции
13 Таксономия учебных целей Б. Блума Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию ( классификацию ) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней, соответствующих последовательным мыслительным процессам : знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
14 6. ОЦЕНИВАНИЕ ( НЕМНОГИЕ ) 5. СИНТЕЗ 4 АНАЛИЗ 3. ПРИМЕНЕНИЕ 2. ПОНИМАНИЕ 1. ЗНАНИЕ
15 Шесть уровней заданий Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, то есть превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах присвоенную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ. Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, то есть «по примеру и подобию». Четвертый уровень «АНАЛИЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Пятый уровень «СИНТЕЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ»- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.
16 Задания разрабатываются по шести уровням. В матрице заданий к учебному занятию по Б. Блуму используются глаголы, которые ставятся в начале каждого предложения при составлении заданий. Здесь же указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания. Так, как современный урок носит продуктивный характер, то мы говорим о самостоятельности учащихся и применении знаний и умений на практике. К каждому уровню предлагается одно или более заданий, но учитывается хронометраж и возможности учащихся. Задания 1-3 уровней должны суметь выполнить все учащиеся.
17 1. Учителя делятся на группы по 5-6 человек. На выполнение работы - 40 минут. 2. В каждой группе есть тьютор, прошедший обучение по составлению компетентностно - ориентированных заданий по таксономии Б. Блума 3. Учителя знакомятся с памяткой по разработке заданий и выбирают учебный предмет, класс и тему урока. 4. Знакомятся с матрицей заданий к учебному занятию по Б. Блуму 5. Обсуждают возможные варианты заданий 6. Вносят задания в классификатор ( 6 уровней - 6 заданий или более ) 7. Предлагают вариант разработанных заданий присутствующим.
18 Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
19 результаты, которые достигнут учителя и учащиеся в ходе применения подхода : 1. Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2. Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3. Улучшение уровня развитости математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности. 4. Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся
20 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.