Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Митько
1 СТЕРЕОТИПЫ
2 «Стереотип» Слово древнегреческого происхождения: στερεός твёрдый, пространственный и τύπος «отпечаток». Фермин Дидо во Франции в XVIII веке изобрел слово «стереотип» в типографском деле для обозначения копии печатной формы в виде монолитной пластины для печатания многотиражных изданий.
3 Уолтер Липпман ( ) 1922 год «Общественное мнение» У.Липпман в своей работе вводит понятие «социальный стереотип». «Человек - не аристотелевский бог, озирающий все сущее единым взглядом, а продукт эволюции, который может выхватить фрагмент реальности, достаточный, чтобы выжить, и в потоке времени поймать несколько моментов озарения и счастья».
4 Согласно У. Липпману, стереотипы это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
5 Отличительный признак стереотипа состоит в том, что он начинает действовать еще до того, как включается разум. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
6 Слепые зоны (blind spots) Каждая система стереотипов заключает в себе идею, согласно которой в определенный момент можно прекратить прилагать усилия и все случится само собой, как вы этого хотели. Слепые зоны не позволяют увидеть отвлекающие от магистрального пути образы.
7 Источником формирования социальных стереотипов является личный опыт человека выработанные обществом нормы
8 Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростереотип); 3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость, проявляющаяся в разных ситуациях; 4) Интенсивность эмоционального проявления; 5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения группы).
9 Отрицательные свойства стереотипов: Выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке нередко действует как предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, социальный стереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.
10 Положительные свойства стереотипов: Стереотип позволяет : резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность; ускорить процесс познания; предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем.
11 Генри Тэджфел ( ) - английский психолог выделил функции стереотипа: на индивидуальном уровне: - когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); - ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»); на групповом уровне: - идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); - идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).
12 Немецкий исследователь У.Квастгоф (U.Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «вне групповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни
13 4 уровня стереотипов (Дуаз) 1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде. 2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации межличностного взаимодействия. 3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в межгрупповом отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне. 4) высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.
14 Виды стереотипов Автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе; Гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе.
15 Виды стереотипов Индивидуальные- сформированные в результате собственного опыта. Социальные- выражают представления о целой группе людей. Обладают достаточной стойкостью и передаются из поколения в поколение.
16 Виды стереотипов Стереотипы поведения – это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Стереотипы сознания, как фиксирующие идеальные представления ценностно-нормативной системы, выступают основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.
17 Гендерные стереотипы Это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а так же о гендерной специфике социальных ролей.
18 Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; выполняет роль кормильца семьи; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
19 Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.
20 Основные свойства этнических стереотипов Эмоционально-оценочный характер. Устойчивость. Согласованность, или консенсус. Неточность. Социальные стереотипы отражают объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.
21 Свобода самовыражения
22 Поведение в очереди
23 Уровень шума в кафе и ресторанах
24 Поведение в путешествии
25 Предпочтения в напитках
26 Поведение на вечеринке
27 Отношения с руководителем
28 Собственное Эго
29 Популярность видов транспорта
30 Популярные блюда
31 Подход к решению проблем
32 Отношение к старшим
33 Положение ребенка в семье
34 Отношение к погоде
35 Социальные коммуникации
36 Трехразовое питание
37 Пунктуальность
38 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.