Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkaf-en.narod.ru
1 Подкласс Зеленые мхи Подкласс Зеленые мхи Вид Кукушкин лен Вид Кукушкин лен Подкласс Белые мхи Подкласс Белые мхи Вид Сфагнум Вид Сфагнум Представитель: кукушкин лен или политрихум обыкновенный; Многолетние двудомные растения, растущие группами; Является индикатором окружающей среды: появление на почве – сигнал, предупреждающий о заболачивании почвы.
3 Численность – около 300 видов; Представитель: сфагнум – белый мох; Отсутствуют ризоиды; В местах прикрепления листьев имеются большие мешковидные клетки, за счет которых сфагнум может поглотить воды в 20 раз больше их собственной сухой массы; Образует торф.
4 Образование торфа происходит из-за переувлажнения среды, создания сфагнумом кислой среды, отсутствия достаточного количества кислорода в толще омертвевших побегов мха. Кроме того, сфагнум обладает бактерицидными свойствами, что защищает его от бактерий и поедания животными и оказывается неблагоприятным для развития грибов. Вот почему разложение отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Это обуславливает создание мощных пластов торфа там, где поселился сфагнум. В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
5 Топливо древесный спирт Удобрение - сырье для промышленности Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды. Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо. Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
6 Строение кукушкина льна Строение кукушкина льна Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен. Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен. Оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа Оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор. Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор. Строение сфагнума Строение сфагнума Цель работы: изучить строение сфагнума. Оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа Оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания. Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.
7 Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений. Цель: Найти признаки более высокой организации мхов по сравнению с водорослями. Оборудование: Экземпляры кукушкиного льна, сфагнума, стакан с водой, препаровальная игла, лупа. Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый). 2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды. 3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. Раскройте значение спор в жизни мхов. 4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля. 5. На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет и почему. 6. Заполните сравнительную таблицу по форме. 7. Чем отличаются мхи от водорослей? Почему мхи – это высшие споровые растения? Сделайте вывод.
10 Водоносные клетки сфагнума Водоносные клетки сфагнума Мох может впитать в себя воды в раз больше собственной массы Мох может впитать в себя воды в раз больше собственной массы
13 СПОРОФИТ – растение, образующее споры СПОРОФИТ – растение, образующее споры ГАМЕТОФИТ – растение, образующее гаметы стр.50 ГАМЕТОФИТ – растение, образующее гаметы стр.50 АРХЕГОНИИ – женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки АРХЕГОНИИ – женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки АНТЕРИДИИ – мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды АНТЕРИДИИ – мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды
14 Кислород Кислород Звено в пищевой цепи среда обитания для живых организмов Звено в пищевой цепи среда обитания для живых организмов Сфагнум формирует обширные торфяные болота Сфагнум формирует обширные торфяные болота Вызывают заболачивание - накопители влаги Вызывают заболачивание - накопители влаги Торф Торф (топливо, удобрение, прессованные плиты как стройматериал ) В войну сфагнум использовали вместо ваты. Ориентировка в лесу стр. 51 стр. 51
15 мхи – индикаторы чистоты воздуха; некоторые мхи – первые поселенцы после пожаров, образуют почву; в состав сфагновых мхов входит вещество – сфагнол, который убивает болезнетворные бактерии, поэтому их используют для перевязки ран; мхи образуют болота, которые являются источником пресной воды на Земле.
16 Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда не глянь, растет. Он снизу беловатый. Повыше он зеленый. Коль нужно будет ваты- Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной. Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
17 Менее четкая специализация тканей Менее четкая специализация тканей Слабо развитые органы Слабо развитые органы Зависимость размножения от воды Зависимость размножения от воды
18 Моховидные
19 Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.
20 Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе? Если дома в горшочек посадить одну особь мха, будет ли он размножаться? Почему местное население в строительстве использует мох? Почему не бывает древовидных мхов?
21 Тест: 1.Кукушкин лен – это: а) многолетнее растение; б) двулетнее растение; в) однолетнее растение. 2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям? а) есть ризоиды; б) есть хлорофилл; в) есть органы растения; г) по всем указанным признакам. 3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что: а) в торфяном пласте много кислорода; б) в торфяном пласте нет бактерий; в) в торфяном пласте мало кислорода; г) в торфяном пласте много бактерий. 4.Сфагнум отличается от кукушкина льна: а) отсутствием листьев; б) отсутствием стебля; в) отсутствием ризоидов. 5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум: а) фотосинтезирует; б) проводит питательные вещества; в) впитывает воду; г) вегетативно размножается. 6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума: а) есть ризоиды; б) есть фотосинтезирующие клетки; в) есть спорангии; г) образует гаметы.
22 1. Мох, образующий торф. 2. Стадия развития мха. 3. Органы прикрепления к субстрату. 4. Мхи по типу питания. 5. Общее название коробочки со спорами. 6. Зеленое растения мха
23 1 С1 С фагнум 2п2п редросток 3Р3Р изоиды 4А4А втотрофы 5С5С порофит 6Г6Г аметофит
24 Задание в печатной тетради – стр Задание в печатной тетради – стр Учебник – стр Прочитать, ответить на вопросы после параграфа. Учебник – стр Прочитать, ответить на вопросы после параграфа.
25 Спасибо за работу!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.