Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКобзева Наталья
1 ПОЗНАНИЕ МИРА
2 o Этапы (виды) познания. o Истина и её критерии. o Наука и особенности научного познания, виды наук. o Многообразие форм ненаучного познания. o Особенности социального познания.
3 Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о каком- либо объекте; познавательно значимая информация; особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.
4 ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ (ВИДОВ) ПОЗНАНИЯ Чувственное (ощущение, восприятие, представление) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение) Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; наглядность информации; наглядность информации; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Логические операции; опора на результаты чувственного познания; опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; абстрактность и обобщенность; выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов
5 Познание мира Этапы Формы Чувствен- ное познание Ощущения передают лишь свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание) Целостный образ предмета передают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений Представления – образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий
6 Познание мира Этапы Формы Рацио- нальное познание Общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируется в понятиях. Понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний На основе понятий строятся суждения. В суждениях человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новую мысль, то это - умозаключение
7 Целью познания является истинное знание. Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания. Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе говоря, истина – это правильное отражение действительности.
8 ИСТИНА Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко Относительная Ограниченно верное знание Свойства истины Обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); Обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); истина – это процесс постижения объекта; истина – это процесс постижения объекта; истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания). истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания).
9 Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. Не существует универсального критерия истины. В качестве критерия принимается: авторитетность источника знания; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки; договоренность (конвенция) специалистов в данной области; простота, ясность мысли; парадоксальность идеи и др. В качестве основного критерия истины признают общественную практику.
10 РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ Роль Характеристики Практика – источник и цель познания Появление многих наук связано с практическими потребностями общества. Человек познает окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности Практика – основа познани Практика – основа познани я Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование Практика – критерий истины Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)
11 Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
12 ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Формы научного познания Характеристика Научный факт (лат. faktum – сделанное, совершившееся Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно- всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа
13 ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Формы научного познания Характеристика Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
14 МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Методы целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств Основные черты Наблюдение активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств Эксперимент
15 МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Измерение Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения Описание Перечисление основных признаков объекта Классификация Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками Методы Основные черты Систематизация Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними
16 ИЯ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); проверяемость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); рациональность ( эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);
17 ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.
18 УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Эмпирический Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др. Теоретический Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук
19 ВИДЫ НАУК Социально- гуманитарные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, этика, эстетика и др.) Науки о познании и мышлении (логика и др.) Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.) Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.)
20 Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и т.п.).
21 Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний. Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.
22 Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире. Формы ненаучного познания Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину) Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное) Игровое познание Паранаука («околонаука») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания) Художественно -образное познание (искусство) Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей)
23 Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познание м Социальное познание должно опираться на следующие принципы анализ социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости; выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.
24 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов) Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном движении) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы)
25 Информация: температура плавления льда - 0º С – результат 1)обобщения жизненного опыта 2)научного познания 3)применения здравого смысла 4)интуитивной догадки Ответ: 2
26 Какое понятие объединяет все позиции представленного ниже ряда? 1)образ 2)озарение 3)здравый смысл 4)народная мудрость 5)обобщение жизненной практики 6)передача опыта 7)рассказы о богах и героях Ответ: ненаучное познание
27 Установите соответствие между характерными чертами и видами (этапами) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго. Характерные черты Виды (этапы) познания А) определение пространственного расположения объекта Б) отражение общих существенных свойств предмета В) отображение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент Г) абстрактность и обобщенность Д) выявление закономерностей, формулирование законов 1)чувственное познание 2)рациональное познание Ответ: 12122
28 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам научного познания. 1)научный факт 2)наблюдение 3)проблема 4)гипотеза 5)систематизация 6)теория Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 25
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.