Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПопова Надежда
1 МХК, 11 класс Урок 4 Д.З.: Глава 3, ?? (с.31), тв. задания (с.31-32) © А.И. Колмаков Изобразительное искусство барокко
2 ЦЕЛИ УРОКА Дать представление об особенностях архитектуры барокко; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию. Дать представление об особенностях архитектуры барокко; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
3 П.П. Рубенс; декоративная монументальная живопись; «Автопортрет с Изабеллой Брант»; «Союз Земли и Воды»; античная мифология; «Снятие с креста»; А. ван Дейк; Л. Бернини; «Экстаз Святой Терезы»; фонтан Четырёх рек ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
4 Универсальные учебные действия исследовать причины тяготения изобразительного искусства барокко к декоративно-монументальной живописи и выявлять его характерные черты; сопоставлять художественно-образное содержание произведений Рубенса; определять эстетическую, духовную и художественную ценность творений Рубенса; оценивать художественную интерпретацию произведения искусства с позиций современности; прослеживать эволюцию художественных образов и особенности их трактовки в творчестве художника; проводить сравнительный анализ произведений Позднего Возрождения с творениями мастеров барокко; осуществлять поиск, отбор и обработку информации о фламандских живописцах барокко в Интернете; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства; готовить презентацию, стенд или выставку по заданной тематике; исследовать причины тяготения изобразительного искусства барокко к декоративно-монументальной живописи и выявлять его характерные черты; сопоставлять художественно-образное содержание произведений Рубенса; определять эстетическую, духовную и художественную ценность творений Рубенса; оценивать художественную интерпретацию произведения искусства с позиций современности; прослеживать эволюцию художественных образов и особенности их трактовки в творчестве художника; проводить сравнительный анализ произведений Позднего Возрождения с творениями мастеров барокко; осуществлять поиск, отбор и обработку информации о фламандских живописцах барокко в Интернете; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства; готовить презентацию, стенд или выставку по заданной тематике;
5 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Живопись барокко. Творчество Рубенса. 2. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. 1. Живопись барокко. Творчество Рубенса. 2. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в изобразительном искусстве (на примере творчества Рубенса и Бернини)?
6 под вопросы 1. Живопись барокко. Творчество Рубенса. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). 2. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Особенности обработки мрамора и бронзы, световые эффекты, искусство имитации и тонкий психологизм (на примере скульптурных шедевров мастера) 1. Живопись барокко. Творчество Рубенса. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). 2. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Особенности обработки мрамора и бронзы, световые эффекты, искусство имитации и тонкий психологизм (на примере скульптурных шедевров мастера)
7 В изобразительном искусстве барокко преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт религиозного, мифологического или аллегорического характера. Барокко в изобразительном искусстве наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Творчество Рубенса Творчество Рубенса Я. Йорданс. Бобовый король. Ок г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Живопись барокко.
8 Главные темы монументальной живописи: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых; античные аллегорические сюжеты; прославление воинских побед, утверждение новых законов; идея неограниченной власти государства и церкви. Живопись барокко Живопись барокко Коронование девы Марии, Барокко, болонский академизм. Италия Болонья. Национальная пинакотека.
9 К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питера Пауэла Рубенса ( ), принадлежавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни» (М. В. Алпатов). Художник Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей». П. П. Рубенс. Автопортрет. Ок г. Художественный музей, Вена Творчество Рубенса Творчество Рубенса
10 Художественные полотна Рубенса отличают: свободное построение композиции; объёмная пластика форм; сильные цветовые эффекты; тончайшая игра красочных оттенков (они полны напряжённой динамики, буквально светятся сочными, яркими краскам и, которые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок); письмо длинными волнистыми мазками; грузные тела в его композициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации. П.П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант гг. Старая Пинакотека, Мюнхен Творчество Рубенса Творчество Рубенса
11 Творчество Рубенса Творчество Рубенса В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из- под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из огромной урны. П.П. Рубенс. Союз Земли и Воды г. Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург
12 Немало прекрасных полотен создано Рубенсом на темы Священного Писания. Одно из лучших его произведений – алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фромантеном в книге «Старые мастера»: - В нём неуловимо гибкое, утончённое изящество, передающее мягкость тела и изысканность, свойственную прекрасному академическому этюду. Чувство меры – тонко. Вкус - совершенен. Рисунок не уступает по силе чувства. Обратите особенное внимание на то... как осторожно его поддерживают, как бессильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что- нибудь более трогательное?.. Творчество Рубенса Творчество Рубенса П.П. Рубенс. Снятие с креста. Центральная часть триптиха гг. Кафедральный собор, Антверпен
13 Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис ван Дейк ( ), Якоб Йорданс ( ) и Франс Снейдерс ( ). Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. Им создано за 63 года жизни около полутора тысяч самостоятельных произведений и ещё столько же совместно с учениками. Французский живописец Э. Делакруа говорил: «Рубенс - Бог!» Творчество Рубенса Творчество Рубенса А. ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х - начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
14 Творчество Лоренцо Бернини Творчество Лоренцо Бернини Скульптура барокко подчинялась общему декоративному оформлению фасадов и интерьеров зданий, отличалась подчёркнутой экспрессивностью форм, её излюбленными мотивами стали спираль, гнутые и витые формы, закруглённые грани. Идеальные скульптурные образы сочетали в себе бурную динамику выражения чувств, реальность с фантазией, искусственные материалы с природными. Добиваясь впечатления невесомости фигур, скульпторы, казалось, стремились преодолеть тяжесть мрамора или бронзы. "Похищение Прозерпины" В скульптуре "Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.
15 Творчество Лоренцо Бернини Творчество Лоренцо Бернини Определяя главные особенности изобразительного искусства барокко и скульптурного творчества Бернини, искусствовед Н. А. Дмитриева отмечала: «Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной... Немудрено писать красками воздушные облака или пушистый мех и лёгкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех - это триумф художника, для которого нет ничего Невозможного.» Л. Бернини. Давид г. Галерея Боргезе, Рим
16 Творчество Лоренцо Бернини Творчество Лоренцо Бернини Скульптурная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. И позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил сердце золотой Стрелой. Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». Л. Бернини. Экстаз Святой Терезы гг. Церковь Санта Мария делла Витториа, Рим
17 Творчество Лоренцо Бернини Творчество Лоренцо Бернини В числе самых известных произведений Бернини есть и фонтаны, которым и он украсил Рим, например, фонтан Тритона и фонтан Четырёх рек - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой. Л. Берпипи. Фонтан Четырёх рек. Фрагмент гг. Рим
18 Контрольные вопросы 1. Почему изобразительное искусство барокко тяготело к декоративно-монументальной живописи, каковы его характерные черты? Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую или библейскую тематику? На примере известных вам произведений попробуйте показать их принадлежность к стилю барокко. 2. Что характерно для творческой манеры П. Рубенса? Почему его называют крупнейшим мастером барокко? Каковы главные темы его творчества? Отметьте характерные особенности в изображении мира и героев на полотнах художника. Какие из произведений Рубенса вам особенно понравились? Почему? 3. Какими художественными средствами Л. Бернини добивался особого воздействия скульптуры на чувства зрителей? Как ему удавалось передавать стремительную динамику жизни, самые сложные и тонкие движения человеческой души? Какова художественная роль деталей в созданных им скульптурных портретах?
19 Творческая мастерская 1. Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрождения, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живописи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ. 2. Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса А. ван Дейка, Я. Йорданса или Ф. Снейдерса. Что общего и в чём различие их творческой манеры по сравнению с произведениями их прославленного учителя? Оформите стенд (выставку или альбом, прзентацию) на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями.
20 Темы презентаций, проектов 1.«Изобразительное искусство барокко». 2.«Монументальная живопись итальянских и французских мастеров». 3.«Особенности парадного портрета барокко». 4.«Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко». 5.«Портретное искусство Питера Рубенса». 6.«Творчество Антониса ван Дейка». 7.«Живописные шедевры Якоба Йорданса». 8.«Натюрморты Франса Снейдерса». 9.«Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев». 10.«Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини». 11.«Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини».
21 рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…
22 Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.