Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Бажина
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 22«Орленок» «Музыка могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». В.А.Сухомлинский Организация воспитателем музыкального воспитания в группе Подготовила воспитатель: Бажина Елена Алексеевна Димитровград 2016
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И ПРИНЦИПОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Цель музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника как компонента его духовной культуры. Задачи музыкального воспитания: формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыке; формирование у него осознанного восприятия музыки; формирование умений и навыков её исполнения. Мотивационно-ценностное отношение ребенка к музыке – это сложное педагогическое явление, интегрирующее в себе три взаимосвязанных компонента: устойчивый интерес, увлеченное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё; познавательная активность в осмыслении эмоционально- нравственного опыта жизни человека, заключенного в содержании музыки; потребность в восприятии и исполнении музыки при активно положительном отношении к ней. Каждый из компонентов этого понятия наполнен содержанием, раскрывающим внутренний мир ребенка его собственный опыт духовного овладения музыкальным произведением.
3 Виды музыкальной деятельности: 1. Слушание–основной вид музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. 2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. 3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. Развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен. 4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада (использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности) и музыкальное воспитание в семье. 1. Организованная музыкальная деятельность осуществляется на музыкальных занятиях, которые выстраиваются в соответствии с тематизмом программы. 2. Музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье осуществляются в непосредственно образовательной деятельности. Это свободное музицирование, организация развлечений, музыкальных игр, посещение концертов, музыкальных спектаклей и др. Назначение этих форм музыкального воспитания: осуществлять наблюдения за индивидуальными интересами ребенка, их потребностями; способствовать формированию познавательной активности, потребности общения с музыкой в самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
5 Участие воспитателя в музыкальном занятии Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но роль воспитателя заключается в показе движений, упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполнении плясок вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществлении контроля за качеством деятельности детей в выполнении всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Разучивание песни - спеть ее может воспитатель, предварительно разучив ее с музыкальным руководителем. Слушание музыки - воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, а во время восприятия музыки он наблюдает за тем, как дети ее слушают. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Таким образом, воспитатель наблюдает за активностью детей во всех видах музыкальной деятельности.
6 Участие воспитателя в музыкальном развитии ребенка Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом, и тут обязателен показ движений воспитателем. Эмоциональная отзывчивость ребенка на музыкальные образы - это основа его музыкальности. Поэтому не только музыкальному руководителю, но и воспитателям необходимо прослушивать и исполнять вместе с детьми песенки, фрагменты классической и народной музыки, фольклора. Особое требование к воспитателю - умение петь простейшие песенки на родном для ребенка языке – чувашском, татарском и других, если в группе есть ребенок, представляющий другую музыкальную культуру. Особого внимания в музыкальном развитии ребенка требует художественно-речевая деятельность взрослого и ребенка (размышления о музыке, сочинение текстов к мелодиям и др.). В связи с этим педагог может дополнить рассказ детей, расширив их словарь прилагательных не только русским словом, но и чувашским, татарским и другими, наполнив их различными эмоциональными оттенками, с целью развития образности, живости их речи о музыке, ее эмоциональности:
7 Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем: Помощь в процессе поведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Организация музыкально-дидактических игр, развлечений. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкальной деятельности.
8 РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистоты певческой интонации, обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Музыка может быть использована: в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи. Например, музыка может быть использована при проведении бесед на разные темы (О временах года, наступающем празднике, о Родине и др.), при коррекции речевых нарушений и т.д. Музыка, органично включаясь в непосредственно образовательную деятельность ребенка, обогащает другие виды деятельности по физическому, социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественному развитию. Например, при организации режимных моментов можно использовать музыкальное сопровождение: веселая маршевая и танцевальная музыка при встрече детей в группе, на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном.
9 Музыкально - дидактические игры 1.«Облачки настроения». Игровой материал: карточки – облачко с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе. Комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки. 2. «Ромашки настроения» Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки. 3. «Три медведя» Цель. Закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных; развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий). Игровой материал: демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.
10 Музыкально – дидактические игры 4. «Море» Цель. Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения. Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы. Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, Взволнованного, бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка. 5. «Колобок» Цель. Развитие слухового восприятия.. Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.
11 Музыкально – дидактические игры 6. «Музыкальная палитра». Игра на развитие творчества при восприятии музыки. Цель. Уметь передавать в цвете свое эмоциональное состояние. Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки. Методика проведения. Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения. Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы. Музыкальный репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания. Подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания.
12 Создание развивающей музыкально- образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального(художественного) развития и воспитания ребёнка. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно- развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
13 Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального(художественного) развития и воспитания ребёнка.
15 Музыкально – театрализованная деятельность
16 Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки на музыкальных занятиях: 1. Воспитатель сидит с безучастным видом 2. Воспитатель перебивает исполнение 3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может) 4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) Активность воспитателя зависит от трех факторов 1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми. 2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая –при слушании 3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал. Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: 1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр. 2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах –по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре) 3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал. 4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. 5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми 6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету. 7. Знает приемы кукловождения.
17 «Музыка – вид искусства, которое отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований», имеющих интонационную природу. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.