Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТатьяна Лобунько
1 «Пальчиковая гимнастика для развития связной речи дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 263» (МАДОУ «Д/с 263») Выполнили: Воспитатели группы «Подсолнушки» Фролкова Т.Н. Кулебякина Л.И. Барнаул, 2014
2 Цель: формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Согласовывать движение и речь.
3 ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Положительное влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что на пальцах находится много рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, массаж указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце.
4 Отечественный физиолог В.М.Бехтерев также доказал связь развития рук в развитии мозга. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой убирают напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость, улучшают память, внимание, мышление, а значит- развивают речь ребёнка.
5 Раз, два, три, четыре, жили мыши ни квартире (рис.1) Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби». А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите научиться? Повторяйте за мной. Раз (хлопок в ладоши). Два (левая рука перед липом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча). Три (хлопок в ладоши). Четыре (правая рука перед липом, ладонь смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь правой руки; локоть левой руки на уровне плеча). Жили (хлопок в ладоши). Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой). На (хлопок в ладоши). Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой). Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку). Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз). По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей). Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз). Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз). Челяби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз). Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза). Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
6 Доброе утро, здравствуй, Иван (рис. 2) Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены. Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещивают справа налево большие пальцы). Доброе утро, здравствуй, Степан (перекрещивают указательные пальцы). Доброе утро, здравствуй, Сергей (перекрещивают средние пальцы) и т. д. (все пальцы).
7 Прятки (рис.3) Покажите правую руку, левую руку, (Выполняют.) А теперь попробуйте выполнить такое задание. В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка. И т. д.
8 Цветок (рис. 4) У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты. Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении). Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон). Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок). К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть нераскрывшийся цветок). И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении). До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку имитация сна).
9 Щупальца осьминога (рис. 5) Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко! Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы 1-я позиция). Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак 2-я позиция). Заменяют ему руки (1-я позиция). Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).
10 Качалочка (рис. 6) Вспомним песенку «Качалочка»: Качалочка, качалочка, Качай меня, качай. А братец мой Иванушка, Встречай меня, встречай. Сомкните кисти рук и ладони в крепкий замок. Качалочка (пальцы правой руки выпрямить, вся кисть в напряжении, пальцы левой руки согнуты, крепко держат кисть правой руки 1-я позиция). Качалочка (меняют положение кистей рук, пальцы левой руки выпрямить, а правой кистью руки крепко зажать левую кисть 2-я позиция). Качай меня (1-я позиция). Качай (2-я позиция). А братец мой Иванушка, встречай меня (кисти обеих рук со сцепленными пальцами развернуть к лицу и на каждое слово соединять большие пальцы подушечками). Встречай (соединить большие пальцы так, чтобы были видны ногти).
11 Поймай рыбку за хвостик (рис. 7) Дети, встаньте в круг. Рассчитайтесь на 12-й. Кто из вас получил номер 1 рыбак; дети под номером 2 рыбки. Повернитесь лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, соединены пальцы и ладони. Все дружно говорим: Рыбак сидит на берегу и ловит рыбок в сеть свою (ладони и пальцы плотно прижаты). Раз, два, три (дети, выполняющие роль рыбки, делают скользящие движения вниз по кистям рук рыбаков до ладоней, на мгновение замирают). Лови (дети-рыбки резкими, скользящими движениями вниз по ладоням убирают пальцы-хвостики, а дети-рыбаки сгибают пальцы на обеих руках, пытаясь поймать рыбку за хвостик, т. е. за кончики пальцев; затем они меняются ролями).
12 Выгляни в окошко (рис.8) Пальцы сжаты в кулаки. Кулаки – это домики, в которых живут Иваны. У домиков по три окна: третье – верхнее, расположено между указательными и средники пальцами. Второе – среднее, расположено между средними и безымянными пальцами. Первое – нижнее, между безымянными и мизинцами. Какое окно я назову, в то и выглянут ваши Иваны. Среднее (дети хлопают три раза, за это время они должны представить, где расположено это окно, в которое выглянет Иван, после чего сразу приводят пальцы рук в нужное положение, а именно: подушечки больших пальцев обеих рук выглядывают между первыми фалангами средних и безымянных пальцев, все пальцы собраны в кулак). На сигналы «нижнее, верхнее» пальцы детей занимают соответствующие положения.
13 Загляни под печку (рис. 9) Наигрались, нагулялись пальчики (круговые вращения кистями рук), зашли в дом, легли на печку (ладони обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу, чуть отведены от туловища). Только уснули пальчики-мальчики, как под печкой кто-то зашуршал (произносят звук «ш-ш-ш-ш»). Полез Иван под печку посмотреть: не мышка ли норушка? (Большие пальцы обеих рук согнуть и положить под ладонь, подушечки остальных пальцев плотно прижаты к столу.) _ Никого не увидел Иван и вернулся на печку (большие пальцы принимают и.п.) А под печкой снова кто-то шуршит («Ш-ш-ш-ш») Полез под печку Степан, затем Сергей и т.д. (Все пальцы по очереди выполняют то же движение, что и большие. После каждой манипуляции дети произносят «ш-ш-ш-ш».) Спугнул Никитушка мышонка, забрался на печку, все братцы потянулись (пальчики поднять вверх 3 раза, ладони не отрывать от стола) и крепко-крепко уснули. Примечание. Во время выполнения движения одного пальца все остальные подушечками плотно прижаты к столу.
14 Улитка (рис. 10) Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены. Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе, улитка, я пирога. (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.) Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол). Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол). Высуни (указательные пальцы делают то же самое). Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак). Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол). Улитка (такое же движение делают мизинцы). Я (выходят из кулака указательные пальцы). Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак). Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой мизинец указательный.
15 Проснись-потянись (рис.11) Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола. Покажите мне ваши ладони. Широко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой Иван, указательный Степан, средний Сергей, безымянный Матвей, мизинец Никитушка. Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть расставлены, плотно прижаты к крышке стола). Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, потянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить). Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки). Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обратном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижаты к столу.
16 Поздоровайтесь с гномом Кешей (рис. 12) Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече: «Доброе утро, милый Кета»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д. Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.) Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный подушечками прижмите к ладони. А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его.
17 Большие и маленькие (рис. 13) Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков. Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони). Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить). Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»). А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)
18 Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать (рис. 14) Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки). Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки). Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук). Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в сторону). Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются). А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков). А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы). А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы). Очень (прижать к ладоням большие пальцы). Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням). И удал (подушечки мизинцевповернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).
19 Пенек (рис. 15) Помните сказку «Маша и медведь»? Соедините ладони обеих рук. Сейчас будем делать скользящие движения кистью правой руки вниз по кисти левой руки. Идет медведь по лесу, устал, говорит (пальцы правой руки остановились на уровне ладони левой руки). Сяду на пенек, съем пирожок (на слово «сяду» пальцы правой руки давят на ладонь левой, приводя последнюю в горизонтальное положение, а пальцы левой руки остаются в вертикальном положении). То же самое повторяем с кистью левой руки.
20 Стала Маша гостей приглашать (рис. 16) Послушайте русскую народную песенку. Стала Маша гостей приглашать: «И Иван приди, И Степан приди, И Сергей приди, И Матвей приди, А Никитушка ну, пожалуйста». А теперь покажем своими пальчиками, как Маша приглашала гостей. Соедините ладони и пальцы обеих рук. Стала Маша гостей приглашать (ладони раскрываются как цветок, описывают полукруг,' соединяясь ребром и мизинцами, пальцы направлены от себя, лицевая сторона смотрит вверх). И Иван, приди (большие пальцы обеих кистей рук дети одновременно сгибают, касаясь ладоней, задерживают в таком положении). И Степан, приди (указательные пальцы делают то же самое). И Сергей, приди (средние пальцы повторяют движение предыдущих пальцев).
21 Утята (рис.17) У меня в руке волшебная кисточка, и сейчас она превратит ваши пальчики в утят. Средний палец утка-папа, у папы голос низкий. Безымянный палец утка-мама, у мамы голос нежный. Мизинец это утенок, у утенка голос высокий, пронзительный, тонкий. Как утка-папа кричит? Басом: «Кря, кря». А утка-мама? Нежно: «Кря, кря, кря». А утенок? Пищит: «Кря, кря, кря». Указательные пальцы свернули в колечко и положили в ложбинку больших пальцев. Подушечки средних пальцев и больших соприкасаются. Так крякает утка-папа громко, зычно: «Кря, кря, кря». При соединении подушечек безымянных пальцев и больших крякает утка-мама («Кря, кря, кря»). А когда работают подушечки мизинцев и больших пальцев, крякает утенок: «Кря, кря, кря, кря, кря, кря» (быстро, тоненьким, пискливым голоском).
22 Мамочка (рис.18) Кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоянии друг от друга.
23 Баран (рис.19) Шел баран по крутым горам (указательные и средние пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням). Вырвал травку (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, выполняется 2 раза). Положил на лавку (кисти рук опускают на крышку стола). Примечание. Баран может ходить и рвать травку по горам плечам, по горам коленям, по горам столам, по горе голове. Если дети четко, чисто проговаривают текст, темп выполнения движений можно увеличить.
24 Кукушка (рис. 20) Летела кукушка мимо сада (руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев). Поклевала (лицевая сторона левой ладони развернута, направлена вверх, пальцы от себя; пальцы же правой руки собраны в «щепотку», четыре раза на каждый слог касаются левой ладони, «птица клюет»). Всю рассаду (положение рук меняется, выполняются те же дейст вия, что во время проговаривания слова «поклевала»). И кричала: «Ку-ку (пальцы имитируют крик птицы то, как она раскрывает и закрывает клюв). Мак (сжимаются пальцы в кулак). Раскрывай один кулак (по очереди раскрывают каждый кулак по два раза).
25 Уж как шла лиса по тропке (рис. 21) Уж как шла лиса по тропке (указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед). Нашла грамоту в охлопке (указательный и средний пальцы правой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев левой руки, вытянутой вперед). Она села на пенек и читала весь денек. Мамочка-мама (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются). Милая моя (то же безымянные пальцы).. Мамочка-мама (подушечки средних пальцев производят те же движения). Я люблю тебя (указательные пальцы соединяются и разъединяются. При соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имитируют поцелуй).
26 Пальцы вытянуть пошире (рис. 22) Пальцы вытянуть пошире (на эти слова пальцы растопырены, напряжены). Раз, два, три, четыре, пять (на каждый счет убирать в кулак по одному пальцу на обеих руках начиная с большого и заканчивая мизинцем). Сжать их вместе три, четыре и на месте поплясать (пальцы раскрываются и выполняют движение «фонарики»). » На носок (подушечки мизинцев встречаются, остальные пальцы, помимо большого, согнуты, прижаты к ладоням). Потом на пятку (встречаются подушечки больших пальцев). Дружно делаем (соприкосновение подушечек мизинцев). Зарядку (соприкосновение подушечек больших пальцев).
27 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.