Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Клюев
1 Кафедра безопасности жизнедеятельности филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский педагогический университет имени В.П.Астафьева» в г. Железногорске Структура психики человека Автор презентации доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Клюев А.В. ЗАТО г. Железногорск 2013 год
2 Цель: раскрыть структуру психики человека Задачи: 1. Охарактеризовать психические состояния личности; 2. Разобрать психические свойства личности; 3. Проанализировать виды психических процессов; 4. Рассмотреть виды психических образований.
3 В структуру психики входят Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: -сила нервной системы -устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению -подвижность нервных процессов -скорость перехода возбуждения к торможению - уравновешенность нервных процессов -относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения -лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей -резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сенситивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
4 Психические состояния. Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д. Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. Д. Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д. Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д. Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
5 Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. 1.Направленность; 8. Пластичность; 2.Темперамент; 9. Мировоззрение; 3.Характер; 10.Потребности; 4.Способности; 11. Одаренность; 5.Мотивы; 12. Образованность; 6.Цели; 13. Авторитарность; 7. Задат ки; 14. Авторитет. Психические свойства личности
6 6 Согласно учению И.П. Павлова основой индивидуальных различий в нервной деятельности является соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения Свойства процессов возбуждения и торможения: Сила Подвижность Уравновешенность
7 7 Темперамент Характеристика нервных процессов сила уравновешенность подвижность сангвиник сильный уравновешенный подвижный флегматик сильный уравновешенный инертный холерик сильный неуравновешенный меланхолик слабый Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
8 8 Характер человека проявляется в системе отношений: В отношении к другим людям: общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность- грубость В отношении к делу: ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность В отношении к себе: скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность В отношении к собственности: щедрость-жадность, бережливость- расточительность, аккуратность- неряшливость
9 Психические процессы Психические процессы условное обозначение динамической характеристики психики человека. 1. Волевые 2. Познавательные 3. Эмоциональные Виды психических процессов: Познавательные Эмоционально-мотивационные. Эмоции и чувства Состояния (настроение, тревожность и пр.) Мотивация Воля Волевые Воля -- это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием -- с другой. Воля -- это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека. Воля -- это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий. Ощущение Восприятие Мышление Сознание Речь Внимание Память Воображение Представление
10 Психические образования Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Виды психических образований: 1. Практическая деятельность личности; 2.Знания; 3. Умения 4.Навыки; 5.Мышление; 6.Убеждение; 7.Привычки; 8.Нравы; 9. Способность к самоконтролю, - анализу,- действию. 10.Компетентность
11 11 Уровни развития личности по Эриксону Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс ) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.англ.15 июня 1902 Франкфурт-на-Майне 12 мая 1994Массачусетспсихологии развития психоаналитиком Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее младенчество (до 1 года) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция
12 12 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет ) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных и речевых навыков.
13 13 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее детство (около 3-5 лет) Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения
14 14 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. «Затишье перед бурей половой зрелости»
15 15 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие планов на будущее. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения. Путаница ролей. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница и моральных и мировоззренческих установках
16 16 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к людям Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью Изоляция от людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения. Не признание изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
17 17 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Средняя взрослость (от до 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе
18 18 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Поздняя взрос-лость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени остается слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить oт нее больше, чем было получено.
19 Список литературы: 1. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", с Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, Теория личности К. Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2001, -с Интернет ресурсы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.