Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Кот
1 Тема лекции: УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
2 Вопросы лекции 1. Классификация материальных запасов 2. Оптимизация размера заказа. Формула Уилсона.
3 Материальные запасы являются ключевым понятием логистики Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления
4 Другими словами: Запасы – это форма существования материального потока, который лишен подвижности
5 Классификация запасов Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Совокупные запасы подразделяются на два вида: производственные и товарные. Производственные запасы – это запасы, которые формируются в организациях- потребителях (сырье, детали и т. д.). Товарные запасы находятся у организаций- изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения.
6 Классификация запасов Производственные и товарные запасы подразделяются на: текущие, гарантийные (страховые), подготовительные, сезонные и переходящие.
7 Классификация запасов Текущие запасы – это запасы на складе между двумя поставками. Они составляют основную часть производственных и товарных запасов, а их величина постоянно меняется. Гарантийные или страховые запасы – это запасы, которые предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути.
8 Классификация запасов Подготовительные или буферные запасы выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка пиломатериалов, отпуск станин). Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства товаров, их потребления или транспортировки (сельскохозяйственная продукция, сезонная одежда, топливо на север по морскому пути).
9 Классификация запасов Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном периоде и следующем за ним до очередной поставки
10 Классификация запасов
11 Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи (необходимости) очередного заказа.
12 Классификация запасов Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпадать с любым уровнем запаса. Гарантийный или страховой запас – это запас, который предназначен для обеспечения непрерывности интенсивности сбыта (потребления) в случае непредвиденных обстоятельств. Кроме всех вышеназванных видов запасов, различают также неликвидные запасы – длительно неиспользуемые запасы (испортившийся и морально устаревший товар).
13 Оптимизация размера заказа В логистике запасов широкую известность получила зависимость по определению оптимального размера заказа, названная в честь ученого ее представившего, – формула Уилсона (1934 г.). При этом ученым учитывались лишь прямые (явные) издержки, связанные с приобретением товара, его доставкой и хранением.
14 Оптимизация размера заказа Основное уравнение по определению совокупных прямых издержек (С с ) при формировании и управлении запасами за установленный период времени потребления величины (S):
15 Оптимизация размера заказа Следовательно, оптимальный размер заказа товара – это такой размер заказа, при котором совокупные издержки (С с ) при формировании и управлении запасами принимают минимальное значение. Очевидно, оптимальный размер заказа будет достигнут, когда совокупные издержки принимают минимальное значение или когда первая производная уравнения по размеру заказа будет равна нулю.
16 Оптимизация размера заказа Откуда оптимальный размер заказа (q о ) формула Уилсона
17 Оптимизация размера заказа где q о – оптимальный размер заказа по конкретному наименованию материальных запасов (товара), шт. (тонн, м 3, рулонов, бухт); – транспортные и связанные с ними расходы (оформление документов, погрузка, разгрузка и т.д.) на выполнение одного заказа по данному наименованию товара, тыс. руб.; S – величина спроса (потребления) данного наименования товара за установленный промежуток времени, шт./мес. (шт./кв., шт./год);
18 Оптимизация размера заказа – издержки на хранение единицы (одной штуки, тонны и т.д.) товара в течение периода времени потребления величины (S), тыс. руб./(шт.. мес.) (тыс. руб./(шт.. кв.), тыс. руб./(шт.. год) и т.д.).
19 Оптимизация размера заказа Между тем, анализируя порядок вывода данной формулы, а также саму формулу можно утверждать, что она не учитывает потери («замораживание») финансового капитала, вложенного в создание запасов.
20 Оптимизация размера заказа Поэтому для того, чтобы сократить влияние негативного эффекта ("замораживание" денежного капитала, вложенных в создание запасов), совокупные издержки при формировании запасов должны дополнительно включать вмененные (неявные) расходы, обусловленные потерями от недополучения дохода (Сп). Величину этих потерь за период времени потребления величины (S) рекомендуется определять по следующей зависимости
21 Оптимизация размера заказа где Е – коэффициент эффективности финансовых вложений за период времени потребления величины (S), 1/мес. (1/кв., 1/год).
22 Оптимизация размера заказа Коэффициент (Е) показывает, какая доля суммы денежных (оборотных) средств (Р · q/2), которая в среднем имеет место на складе, «замораживается» при создании запасов за период времени потребления величины (S). 1. Минимальный размер коэффициента (Е), обуславливающий максимальные размеры заказов. 2. Максимальный размер коэффициента (Е) устанавливается в случае отсутствия в организации свободных денежных средств или ее интенсивного развития. Это, в свою очередь, обуславливает минимальные размеры заказов
23 Оптимизация размера заказа Таким образом, формула по определению оптимального размера заказа с учетом потерь от недополучения дохода (Сп) в отличие от формулы Уилсона будет иметь следующий вид: где P – цена за единицу товара, тыс. руб./шт. (тыс. руб./тонну и т.д.).
24 Оптимизация размера заказа Оптимальный размер заказа можно определить, также используя графический метод, который основан на нахождении точки минимума графической зависимости совокупных издержек при формировании запасов. Для этого необходимо сложить: – график 1 издержек на хранение (Схр), которые изменяются прямо пропорционально размеру заказа; – график 2 издержек на транспортные расходы ( ), который имеет для большинства производственных ситуаций гиперболическую форму (обратно пропорциональную зависимость);
25 Оптимизация размера заказа – график 3 издержек, связанных с закупкой товара (P S), представляет собой горизонтальную прямую, так как данные расходы не зависят от размера заказа, если не имеют место оптовые скидки; – график 4 издержек, обусловленных потерями от недополучения дохода (Сп), имеет линейный характер зависимости. После чего на суммарной графической зависимости – кривая (Сс) – необходимо найти точку минимума, которая, в свою очередь, и определит оптимальный размер заказа
26 Оптимизация размера заказа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.