Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарика Ивановна
1 Теория менеджмента Раздел I: Основы менеджмента Марика Ивановна Ковальская, доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами» ИУИТ, ауд Адрес учебного блога: Адрес электронной почты:
2 Лекция 1: Природа менеджмента
3 1.1. Понятия менеджмента, его необходимость. Определения управления. 3
4 Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. 4
5 Менеджмент - не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. 5
6 Менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. 6
7 Основными составляющими успеха являются: 1) выживание организации в долгосрочной перспективе; 2) результативность; 3) эффективность 7
8 С позиций достижения успеха менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления. 8
9 Как система научных знаний менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли. 9
10 1.2. Управление как особый вид деятельности, его специфика 10
11 Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности, которая выделилась в особую разновидность труда, в процессе развития кооперации и разделения труда. 11
12 В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. 12
13 Сущность процесса управления - устанавливать общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. 13
14 Существует более 300 определений управления. 14
15 Ли Якокка считает, что управление – «настраивание людей на труд». Лидо Энтони «Ли» Якокка (англ. Lido Anthony «Lee» Iacocca; род. 15 октября 1924) американский менеджер(управляющий), автор нескольких автобиографических бестселлеров. Был президентом компании Ford и председателем правления корпорации Chrysler.англ.15 октября 1924 американский менеджер бестселлеровFordChrysler 15
16 Акио Морита: «о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.» Акио Морита (яп. Морита Акио ?, 26 января 1921,Нагоя, Япония 3 октября 1999, Токио) основатель корпорации Sony (Sony Corporation).яп. ?26 января 1921Нагоя Япония 3 октября 1999ТокиоSony 16
17 Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Питер Фердинанд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker; по-немецки его имя звучит как Петер; 19 ноября 1909, Вена 11 ноября 2005) американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.нем.19 ноября 1909Вена 11 ноября 2005 австрийскогоXX века 17
18 Вернер Зигерт «управлять – значит приводить к успехам других» Немецкий ученый в области менеджмента. Автор известной книги «Руководить без конфликтов», 1999 г. 18
19 Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей. Автор книги «Основы менеджмента», – одного из самых популярных учебных пособий, признанное и широко используемое во всем мире. А также книги в 2-х томах «Современный бизнес». 19
20 Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью. 20
21 Управление, как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Управление не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. 21
22 Специфика управления: 1) предмет труда, - это труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; 3) объект труда - коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда - управленческое решение; 5) результаты труда, выражается в конечных результатах деятельности коллектива. 22
23 1. 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы 23
24 Организацияэто относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. 24
25 Каждый участник организации имеет свою, четко определенную цель, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. 25
26 Организациями являются: частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. 26
27 Виды организаций 27
28 Неформальная организация спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. 28
29 Формальная организация организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. 29
30 Формальные организации 30
31 Коммерческие организации организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. 31
32 Некоммерческие организации организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации. 32
33 Организации различаются размерами и структурой, количественным составом и характером преследуемых целей, особенностями поведения в процессе достижения целей и т. п 33
34 Классификация организаций по ряду признаков 34
35 В истории известны три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели: община; корпорация; ассоциация. 35
36 Любая организация состоит из трех основных элементов. это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для достижения цели и решения стоящих задач. 36
37 Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. 37
38 Внешняя среда организации 38
39 39
40 На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе - отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации предполагает реализацию трёх основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду. 40
41 Ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности организации выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими тремя процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. 41
42 Внутренние процессы подчинены обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения. 42
43 1.4. Элементы процесса управления. Функции управления 43
44 Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью взаимодействия работников управления является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. 44
45 Центральное место в управлении занимает менеджер. Менеджер возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива. 45
46 Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. 46
47 Процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту. 47
48 Прямое управляющее воздействие субъекта управления на объект управления - это взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. 48
49 Обратную связь, т.е. связь от объекта управления к субъекту управления выполняет функция контроля 49
50 Координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей). 50
51 Функции управления 51
52 Функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями и свойственны любой организации. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления 52
53 Специфические функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, производственная логистика, заготовительная логистика, складская логистика, сбытовая логистика, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями – инновациями и др. 53
54 1.5. Кадры управления и их роли 54
55 Различают 10 ролей, которые исполняют менеджеры в разные периоды и в разной степени. 55
56 Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль и координация). 56
57 Г. Минцберг сгруппировал роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и роли, связанные с принятием решений (управление действиями) 57
58 Информационные роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации. 58
59 Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде. 59
60 Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки. 60
61 1.6. Необходимые навыки и качества менеджера 61
62 Эффективный менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями, которые можно объединить в 3 группы: концептуальные, коммуникативные, технические. 62
63 Степень владения этими навыками зависит от положения менеджера по служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня. 63
64 Качества эффективного руководителя Специальное образование Организаторские способности Дар предвидения Смелость и решительность Новаторство и восприимчивость к новым идеям Деловая хватка Умение регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе Честность, порядочность, справедливость, трудолюбие, доброта Активность, позитивная энергия, здоровье 64
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.