Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемроо тим
1 Анкетирование как метод исследования Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и Мухаметьянов Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и Мухаметьянов
2 Что такое анкетирование? Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
3 Достоинства метода анкетирования Высокая оперативность получения информации; Возможность организации массовых обследований и сбора большого объема данных; Сравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих. Высокая оперативность получения информации; Возможность организации массовых обследований и сбора большого объема данных; Сравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.
4 Недостатки метода анкетирования Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; Влияние вопросов на ответы; Пристрастность респондентов; Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; Влияние вопросов на ответы; Пристрастность респондентов; Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут
5 Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; паспортичка.
6 1)По числу респондентов Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры; Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). 1)По числу респондентов Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры; Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). Виды анкетирования
7 2)По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки. Выборочное опрос части представителей выборки. 3)По типу контактов с респондентом Очное проводится в присутствии исследователя-анкетёра; Заочное анкетёр отсутствует: Рассылка анкет по почте ; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. 2)По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки. Выборочное опрос части представителей выборки. 3)По типу контактов с респондентом Очное проводится в присутствии исследователя-анкетёра; Заочное анкетёр отсутствует: Рассылка анкет по почте ; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
8 Вводная часть Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.
9 Основная часть Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. 1) Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. 2)Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. 3)После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. 4)Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. 1) Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. 2)Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. 3)После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. 4)Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
10 Паспортичка Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты
11 Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность (краткость), грамотность формулировки; Вопрос требует конкретного ответа; Отсутствие двусмысленности вопроса; Вопрос не должен быть наводящим или внушать определенный ответ; Должна быть доверительная обстановка; Учёт возраста и профессия опрашиваемых; Нельзя задавать нетактичные вопросы. Чёткость, лаконичность (краткость), грамотность формулировки; Вопрос требует конкретного ответа; Отсутствие двусмысленности вопроса; Вопрос не должен быть наводящим или внушать определенный ответ; Должна быть доверительная обстановка; Учёт возраста и профессия опрашиваемых; Нельзя задавать нетактичные вопросы.
12 Типы вопросов в анкетировании Закрытые вопросы ответ предполагает однозначный выбор между словом «да» и «нет». Открытые вопросы предполагает развернутый ответ и начинаются со слов: «Кто», «Что», «Как», «Где», «Сколько». Полуоткрытые. Альтернативные вопросы варианты ответа перечисляются через союз «или». Уточняющие вопросы. Резюмирующие вопросы. Закрытые вопросы ответ предполагает однозначный выбор между словом «да» и «нет». Открытые вопросы предполагает развернутый ответ и начинаются со слов: «Кто», «Что», «Как», «Где», «Сколько». Полуоткрытые. Альтернативные вопросы варианты ответа перечисляются через союз «или». Уточняющие вопросы. Резюмирующие вопросы.
13 По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными 1)Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. 2)Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по- своему. 3)Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых. 4)Прямые вопрос – вопросы которые позволяют получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. 5)Косвенные вопросы – вопросы, которые дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения. 1)Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. 2)Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по- своему. 3)Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых. 4)Прямые вопрос – вопросы которые позволяют получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. 5)Косвенные вопросы – вопросы, которые дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.
14 По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов А. Да – нет – вопрос, на который можно ответить да или нет. Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. В. Поливариантные вопросы – вопросы типа меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения. Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдо собеседников. А. Да – нет – вопрос, на который можно ответить да или нет. Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. В. Поливариантные вопросы – вопросы типа меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения. Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдо собеседников.
15 По своим целям вопросы делятся на следующие типы А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. - контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. - главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами. А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. - контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. - главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.
16 В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента. В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.
17 Этапы подготовки анкеты Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем; Разработка пробной анкеты; Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов; Анкетирование; Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта. Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем; Разработка пробной анкеты; Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов; Анкетирование; Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.
18 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.