Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемotridra.narod.ru
1 МОУ Отрокская средняя общеобразовательная школа «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века» Элективный курс 10 – 11 классы Авторская программа: Е.Н. Сорокиной Разработчик: Васютин Сергей Викторович - учитель истории и обществознания 2008г.
2 Пояснительная записка Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
3 Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.) В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.) Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
4 Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
5 Данная цель курса реализуется посредством решения ряда ЗАДАЧ: - обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке; - обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке; - способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; - способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов. - воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
6 Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
7 Учебно-тематический план Содержание обучения. Разделы, темы Кол-воЧасов Формы проведения Занятий Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века 2 часа Практикум (1ч) Дискуссия с элементами моделирования (1ч) 2 Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 6 часов Практикум (2ч) Дискуссия в форме «круглого стола» (2ч) Лекция, работа с документами (2ч) 3 Тема 3. Гражданская война: новые подходы 4 часа Пресс-конференция (2ч) Альтернативно-проектное моделирование (2ч)
8 4 Тема 4. Индустриализация и командно- административная система 4 часа Практикум (2ч) Урок - «киностудия» (деловая игра – обсуждение) (2ч) 5 Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? 4 часа Практикум (2ч) Урок-версия (1ч) Урок – судебное разбирательство (1ч) 6 Тема 6. Триумфальное поражение ? (Размышления о советско-Финской войне) 2 часа Практикум (1ч) Урок-альтернатива (1ч) 7 Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии 3 часа Практикум (1ч) Семинар с использованием видеоматериалов (2ч)
9 8 Тема 8. Страх или свобода? 2 часа Урок-исследование (2ч) 9 Тема 9. от горячей войны к «холодной», или мир, расколотый надвое 4 часа Практикум (2ч) Деловая игра-обсуждение (2ч) 10 Тема 10. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года… 3 часа Практикум (1ч) Проблемно-проектная дискуссия (2ч) Итого 34 часа Практикумы – 12 ч Семинары – 2 ч Дискуссии – 5 ч Лекции – 2 ч Моделирование – 2 ч Нетрадиционные уроки – 11 ч
10 Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; - рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; - рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
11 Список литературы Список литературы Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безымённого с Ф. Городецким // Новое время. – – С. 34. Бетлов, А. Ю. Россия в начале века. - М, Бердяев, Н. А. Самопознание. - М., С Буллок, А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. с англ. - Смоленск, Верт, Н. История Советского государства М, С Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории С. 29. Власов, Ю. П. Огненный крест. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», Взгляды на М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Л. Н. Юровского и современность. - М., Грант, Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. - М, С Геддис, Дж. Л., Ржевский, О. А. Два взгляда на одну проблему. Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты. - М, Грайнер, Б. Не все кошки серы. Страницы советской истории. Люди, проблемы, факты. М., Горбачев, М. С. Августовский путч (причины и следствия). - М, С Гейсенгский М. Г : популярный очерк. - М.-Л., Гайда, Ф. А. Февраль 1917 г: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., Геллер, М., Некрич, А. История России ( ). - М.: «МИК» и «Агар», Гордон, Л. А., Клопов, Э. В. Что было бы? (Размышления о предпосылках и итогах, что случилось с нами в е гг.) - М.: Политическая литература, Деникин, А. И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. - апрель 1918 г. - М., Деникин, А. И. Путь русского офицера. - М: Прометей, Ельцин - Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. - М., С Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989. С. 45. Историки отвечают на вопросы. - М., С. 8
12 Колосков, А. Г., Гевуркова, Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М.: Просвещение, Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., Коротаев, В. И. Революция 1917 г.: авантюра или закономер- // Россия, 1917 г: взгляд сквозь годы. - Архангельск, С. 16. Киселев, А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории ( ). - М.: Издательство «ИЛБИ», Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М., Милюков, П. Н. История второй русской революции. - Т. 1. -Вып. 1. -София. Мери, В. Маннергейм - маршал Финляндии / пер со швед. - М., Проэктор, Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. - М., Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задачи по отеческой истории. - М.: Просвещение, «Учебная литература», Пятецкий, Л. М. История России XX в. - М.: Московский лицей, Пионтковский, С. А. Октябрьская революция. Ее предпосылки и ход. - М., Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера / пер с нем. - Смоленск- М., Рашитов, Ф. А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильственный переворот. - Саратов, Суворов, В. Ледокол. День. // Новое время Суворов, В. Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну? - М., Сталин, И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. - С Сборник материалов к изучению истории СССР ( гг.) / под ред. И. И. Долуцкого. - М., Сталинградская эпопея. - М.: Звонница - МГ, Леонтьев, В. Экономическое эссе. Теории. Исследования. Факты и политика. - М., С. 15. Лошнов, В. Т., Сазонов, В. В. Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? // Диалог Ленин, В. И. Полное собрание сочинений,-Т. 16.-С Лельчук, Л. В. Переписка на исторические темы. - М., Лельчук, Л. В. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. - М., Хрестоматия по истории СССР / под ред. Э. М. Щаги-на.-М., Хавин, А. Ф. Краткий очерк истории индустриализации СССР. М., Чаянов, А. В. Крестьянское хозяйство. - М., 1989.
13 Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.