Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Коновалов
1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА В РОССИИ Александр Борисович Коновалов, д.и.н., профессор кафедры истории России Института истории, государственного управления и международных отношений Кемеровского госуниверситета
2 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ 1. Социально-политическая ситуация в России как фактор изменений в избирательном праве и процессе 2. Особенности развития избирательного законодательства РФ в г.. 3. «Маятник демократизации»: политико-юридический смысл новелл избирательного законодательства гг. 4. Перспективы совершенствования избирательного права России в период гг.
3 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ И ПРОЦЕССЕ Необходимость изменения условий политической конкуренции после усиления протестной активности по результатам электорального цикла гг. Наличие социального запроса на реальную оппозицию. Высокий уровень поддержки федеральной власти, всплеск патриотических настроений вследствие «Крымской весны» и событий на Украине. Укрепление национально-политической идентичности, консолидация ведущих политических сил вокруг позиции федерального центра по стратегически значимым вопросам.
4 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ГОДАХ – этап либерализации избирательного законодательства: Возможность регистрации кандидатов в порядке самовыдвижения, что давало возможность реализации пассивного избирательного права беспартийным гражданам и наличия в парламенте группы независимых кандидатов Возможность регистрации кандидата, ранее имевшего судимость Возможность избрания лиц с двойным гражданством Возможность внесения избирательного залога вместо сбора подписей в подписной лист Наличие в избирательном бюллетене графы «против всех»
5 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ГОДАХ – этап консервации избирательной и стабилизации партийной системы: Повышение требований к численности политической партии (2001 г. – 10 тыс. членов, 2004 г. – 50 тыс. членов) Введение пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной думы ФС РФ На зарегистрированные политические партии возложена обязанность сбора 150 тыс. подписей для регистрации на выборах в ФС РФ 2005 г. – отмена возможности создания избирательных блоков. Пятипроцентный барьер заменен на семипроцентный. Июль 2006 г. – отмена графы в бюллетене «против всех кандидатов». Декабрь 2006 г. – отмена порога явки избирателей на выборах депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц, включая Президента РФ. Переход от прямого избрания высших должностных лиц субъектов РФ к процедуре наделения полномочиями органами законодательной власти субъектов РФ.
6 ДИНАМИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФС РФ Год«Проходной» барьер Количество участников избирательной кампании Количество избирательных объединений (политических партий), избирательных блоков, преодолевших «проходной барьер» 19935% % % % % %74
7 3. «МАЯТНИК ДЕМОКРАТИЗАЦИИ»: ПОЛИТИКО- ЮРИДИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НОВЕЛЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГГ. Декабрь 2011 г.: Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ объявил о начале «комплексной реформы политической системы страны» г. – изменения в ФЗ «О политических партиях», что привело к сокращению минимального числа членов политических партий до г. – восстановлено избрание половины депутатов ГД ФС РФ по мажоритарной избирательной системе, что расширяет возможность для беспартийных граждан реализовать пассивное избирательное право на выборах в Государственную Думу. Был снижен размер заградительного барьера до 5 %, что увеличивает шансы политических партий на прохождение в состав Государственной Думы.
8 3. «МАЯТНИК ДЕМОКРАТИЗАЦИИ»: ПОЛИТИКО- ЮРИДИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НОВЕЛЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГГ. 1 июля 2012 г. – вступление в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Возврат прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ. Условие выдвижение кандидата – наличие подписей в его поддержку от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в ¾ муниципальных районов и городских округов субъекта РФ
9 3. «МАЯТНИК ДЕМОКРАТИЗАЦИИ»: ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НОВЕЛЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГГ – отмена бессрочного ограничения пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений – предоставление возможности проголосовать досрочно в помещении соответствующей избирательной комиссии
10 ПАРТИЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: УСИЛЕНИЕ ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕ? По состоянию на 10 августа 2016 года в список политических партий, имеющих право в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 г. 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах включены 73 партии в числе которых: «Спортивная партия России «Здоровые силы». Политическая партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров». ВПП «Честно» /Человек. Справедливость. Ответственность
11 4. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА В РОССИИ В ПЕРИОД ГГ. Повышение транспарентности (гласности и «прозрачности») в деятельности избирательных комиссий и осуществлении избирательного процесса. Укрепление системы избирательных комиссий. Совершенствование информационного обеспечения выборов, в том числе института предвыборной агитации, политической рекламы, практики организации и участия в политических дебатах Развитие института внутреннего наблюдения на выборах Расширение возможностей участия для непарламентских партий в работе избирательных комиссий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.