Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМария Фадеева
1 Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
2 Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев
3 Мотив Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
4 Мотив Мотив интерес, интерес, потребность, потребность, стремление, стремление, убеждение, убеждение, идеал, идеал, эмоции, эмоции, влечения, влечения, инстинкты, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
5 «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления. Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.
6 Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности
7 Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно- познавательной деятельности. Характер и уровень учебно- познавательной деятельности.
8 Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»
9 Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.
10 Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика
11 I.Эмоциональные методы мотивации поощрение, поощрение, порицание, порицание, учебно-познавательная игра, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью. удовлетворение желания быть значимой личностью.
12 II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, опора на жизненный опыт, познавательный интерес, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
13 III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности прогнозирование будущей деятельности
14 IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, взаимопроверка, рецензирование. рецензирование.
15 Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
16 Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель) IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)
17 Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – IIIуровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – IIIуровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.
18 Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»
19 МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа 1» МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа 1» Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кондратенко Т.А. Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кондратенко Т.А.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.