Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРуслан Киселев
1 Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых актов 900igr.net
2 Качество нормативных актов определяет Эффективность системы местного самоуправления (в том числе свободу от коррупциогенных факторов) Эффективность системы местного самоуправления (в том числе свободу от коррупциогенных факторов) Правоспособность органов местного самоуправления и легитимность их деятельности Правоспособность органов местного самоуправления и легитимность их деятельности Возможность использования ресурса права для решения вопросов местного значения, в том числе через расширение использования собственных ресурсов населения Возможность использования ресурса права для решения вопросов местного значения, в том числе через расширение использования собственных ресурсов населения
3 Качество нормативных актов Зависит: Зависит: От организации правотворческого процесса (этапы, распределение полномочий, процедур) От организации правотворческого процесса (этапы, распределение полномочий, процедур) От состава участников правотворческого процесса (различные группы интересов, синтез профессиональных знаний) От состава участников правотворческого процесса (различные группы интересов, синтез профессиональных знаний) От наличия системы контроля качества: От наличия системы контроля качества: Требования к разработке проектов Требования к разработке проектов Экспертизы Экспертизы Обсуждения Обсуждения Мониторинг право применения Мониторинг право применения
4 Повышение качества нормативных актов Проектирование и регламентирование организации правотворческого процесса: Проектирование и регламентирование организации правотворческого процесса: Особенно: Особенно: Необходима система принятия решений о разработке актов Необходима система принятия решений о разработке актов Детализация процедуры проектирования нормативных правовых актов Детализация процедуры проектирования нормативных правовых актов
5 Повышение качества нормативных актов: организация правотворческого процесса Система принятия решений о разработке актов Система принятия решений о разработке актов ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мониторинг право применения Мониторинг право применения Аудит действующей системы правовых актов Аудит действующей системы правовых актов Прогнозирование развития социальных отношений Прогнозирование развития социальных отношений Мониторинг изменений законодательства Мониторинг изменений законодательства Изучение потребностей, интересов жителей, существующих проблем в общественных отношениях Изучение потребностей, интересов жителей, существующих проблем в общественных отношениях
6 Повышение качества нормативных актов Процедуры проектирования нормативных правовых актов: Процедуры проектирования нормативных правовых актов: Обязательная предварительная разработка КОНЦЕПЦИИ нормативного правового акта Обязательная предварительная разработка КОНЦЕПЦИИ нормативного правового акта Широкое общественное участие в проектировании и обсуждении /экспертизах КОНЦЕПЦИИ акта. Широкое общественное участие в проектировании и обсуждении /экспертизах КОНЦЕПЦИИ акта.
7 Общественное участие в правотворческом процессе Эффективно на самых ранних стадиях Эффективно на самых ранних стадиях Должно быть организовано Должно быть организовано Должно поощряться Должно поощряться
8 Система контроля качества Требования к разработке проектов Требования к разработке проектов Экспертизы Экспертизы Обсуждения Обсуждения Мониторинг правоприменения Мониторинг правоприменения
9 Экспертизы Экспертиза – это совокупность мотивированных заключений по предмету и вопросам экспертизы Экспертиза – это совокупность мотивированных заключений по предмету и вопросам экспертизы Условия проведения экспертизы: Условия проведения экспертизы: эксперт (группа экспертов или экспертная организация) не принимали ранее участия в подготовке данного проекта эксперт (группа экспертов или экспертная организация) не принимали ранее участия в подготовке данного проекта для профессиональной экспертизы: обладают специальными знаниями в данной области для профессиональной экспертизы: обладают специальными знаниями в данной области независимость независимость Экспертизы можно классифицировать по : Экспертизы можно классифицировать по : решаемым задачам решаемым задачам способу организации способу организации
10 Экспертизы По решаемым задачам Комплексная Комплексная Специальные Специальные Юридическая/правовая Юридическая/правовая Антикоррупционная Антикоррупционная Лингвистическая Лингвистическая Экологическая Экологическая Криминологическая Криминологическая Финансовая Финансовая Гендерная Гендерная иные иные
11 Экспертизы по способу организации Внутренняя Внутренняя Внешняя Внешняя Государственная - проводится уполномоченными государственными органами и организациями Государственная - проводится уполномоченными государственными органами и организациями Профессиональная (по договору) Профессиональная (по договору) Общественная Общественная Независимая (инициативная) Независимая (инициативная)
12 Общественная экспертиза проекта/решения заключается в оценке: заключается в оценке: Соответствия документа интересам населения; Соответствия документа интересам населения; Возможности (при реализации всех положений документа) достичь поставленных целей; Возможности (при реализации всех положений документа) достичь поставленных целей; Реалистичности, т.е. возможности в существующих условиях реализовать предложенное решение; Реалистичности, т.е. возможности в существующих условиях реализовать предложенное решение; Наличия всех необходимых правил и процедур, обеспечивающих реализацию предлагаемого решения в практической жизни; Наличия всех необходимых правил и процедур, обеспечивающих реализацию предлагаемого решения в практической жизни; Соблюдения принципа равенства и доступности участия для всех заинтересованных лиц; Соблюдения принципа равенства и доступности участия для всех заинтересованных лиц; Возможности понимания и использования документа людьми, не имеющими специальной подготовки. Возможности понимания и использования документа людьми, не имеющими специальной подготовки.
13 Юридическая экспертиза Правовая оценка: Правовая оценка: Формы акта Формы акта Его целей Его целей Задач Задач Предмета правового регулирования Предмета правового регулирования Компетенции органа, принявшего акт Компетенции органа, принявшего акт Содержащихся в нем норм Содержащихся в нем норм Порядка принятия, обнародования(опубликования) Порядка принятия, обнародования(опубликования) Соответствие акта законодательству Соответствие акта законодательству Соответствие требованиям юридической техники Соответствие требованиям юридической техники
14 Юридическая (правовая) экспертиза Методика: рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Методика: рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. 278)
15 Антикоррупционная экспертиза ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 172 «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 172 «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»
16 Основные новации закона об антикоррупционной экспертизе (АКЭ) Обязательность проведения Обязательность проведения Сотрудничество с институтами гражданского общества при проведении Сотрудничество с институтами гражданского общества при проведении Широкая трактовка «коррупциогенных факторов» Широкая трактовка «коррупциогенных факторов» Обязательность рассмотрения представленных заключений Обязательность рассмотрения представленных заключений Возможность инициативных заключений Возможность инициативных заключений
17 Кем проводится АКЭ? ПРОКУРАТУРОЙ ПРОКУРАТУРОЙ ОРГАНЫ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ОРГАНЫ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНЕ ГРАЖДАНЕ
18 Необходимо принятие муниципального нормативно правового акта О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов (Ст.3,ч.1,п.3. ФЗ172)
19 Кем проводится АКЭ? Прокуратура проводит АКЭ в следующих областях: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; муниципальной собственности, муниципальной собственности, муниципальной службы, муниципальной службы, бюджетного, бюджетного, налогового, налогового, лесного, лесного, водного, водного, земельного, земельного, градостроительного, градостроительного, природоохранного социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы природоохранного социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы нормотворчества
20 Коррупциогенные факторы (ст.1, ч.2) Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие а также положения, содержащие неопределенные, неопределенные, трудновыполнимые трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции
21 Антикоррупционная экспертиза Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Утверждены новые правила и методика проведения анти коррупционной экспертизы Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. 96 Утверждены новые правила и методика проведения анти коррупционной экспертизы Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. 96
22 Антикорпуционная экспертиза проводится в отношении: а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения. г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.
23 Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность (АКЭ) АКЭ должна быть: АКЭ должна быть: системной системной достоверной достоверной проверяемой проверяемой необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов
24 Заключение АКЭ По результатам АКЭ составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. По результатам АКЭ составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
25 Коррупциогенные факторы (из 172 ФЗ) Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
26 Коррупциогенные нормы Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы
27 Коррупционные факторы а) широта дискреционных полномочий : а) широта дискреционных полномочий : отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе» б) определение компетенции по формуле "вправе» в) выборочное изменение объема прав в) выборочное изменение объема прав возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
28 Коррупциогенные факторы г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
29 Коррупциогенные факторы ж) отсутствие или неполнота административных процедур ж) отсутствие или неполнота административных процедур отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага). з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
30 Коррупциогенные факторы а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность в) юридико-лингвистическая неопределенность употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
31 Качество нормативного акта обеспечивает общую эффективность деятельности, в том числе и предотвращение коррупции!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.