Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександра Сурнина
2 Конфуциа́нство этико-философское учение. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда как религия. Конфуциа́нство этико-философское учение. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия.Основная идея конфуцианства- личность не «для себя», а для общества.
3 Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: в переводе означает «Школа образованных людей». Таким образом, традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.
4 Тем не менее выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.Конфуций
5 Конфуций ( н.э.) В молодости Конфуций был мелким чиновником, затем основал частную школу, в которую принимал учеников вне зависимости от их происхождения и состояния Необыкновенные способности и постоянный труд позволили стать мелкому чиновнику и школьному учителю одним из величайших мыслителей древнего мира.
6 Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
7 Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные- цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества.
8 Пять постоянств благородного человека: Жэнь «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по- другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
9 И «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
10 Ли буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ Огонь. Слово «ритуал» не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения.
11 Чжи здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
12 Синь искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
13 Простолюдины же - сао жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.
15 Социальный порядок, который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником", т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие "сао" сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения "сао" в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров "сао", например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.
16 Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана. Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось. Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам. Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.
17 Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию. Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами.
18 Письменные памятники Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя. Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из двадцати глав.
19 По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек. Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре,.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.