Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМихаил Романов
1 Правовые основы экспертизы
2 Понятие экспертизы безопасности Экспертиза - это исследование специалистом вопросов, решение которых требует специальных познаний. В области безопасности экспертиза является одним из важны профилактических мероприятий обеспечения промышленной и экологической безопасности промышленных предприятий. Безопасность это такие условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями
3 Понятия экологической экспертизы Экологическая экспертиза: понятие и виды Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы. Цели проведения экологической экспертизы: проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Законодательство РФ об экологической экспертизе: Конституция РФ; Федеральный закон от N 174-ФЗ (ред. от ) "Об экологической экспертизе" Федеральный закон от N 174-ФЗ (ред. от ) "Об экологической экспертизе" Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от ) "Об охране окружающей среды". Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от ) "Об охране окружающей среды" Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная. Экологическая экспертиза: понятие и виды Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы. Цели проведения экологической экспертизы: проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Законодательство РФ об экологической экспертизе: Конституция РФ; Федеральный закон от N 174-ФЗ (ред. от ) "Об экологической экспертизе" Федеральный закон от N 174-ФЗ (ред. от ) "Об экологической экспертизе" Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от ) "Об охране окружающей среды". Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от ) "Об охране окружающей среды" Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.
4 Принципы проведения экологической экспертизы обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта; презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении; достоверность и полнота предоставляемой информации; независимость экспертов; гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства; проекты международных договоров и правовых актов РФ; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары; проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ; технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.; документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду. обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта; презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении; достоверность и полнота предоставляемой информации; независимость экспертов; гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства; проекты международных договоров и правовых актов РФ; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары; проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ; технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.; документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.
5 Понятие промышленной безопасности Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. (п. 1 в ред. Федерального закона от N 22-ФЗ) Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. (п. 1 в ред. Федерального закона от N 22-ФЗ)
6 Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом. (п. 2 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. (п. 3 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. (п. 4 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом. (п. 2 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. (п. 3 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. (п. 4 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ)
7 5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. (п. 5 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности. Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности. (п. 6 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. (п. 5 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ) 6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности. Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности. (п. 6 в ред. Федерального закона от N 186-ФЗ)
8 7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом. (п. 7 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан: организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности; обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности. (п. 8 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан: определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности; 7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом. (п. 7 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан: организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности; обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности. (п. 8 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан: определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
9 соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы. (п. 9 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом. (п. 10 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы. (п. 9 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ) 10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом. (п. 10 введен Федеральным законом от N 186-ФЗ)
10 Классификация видов экспертиз безопасности o Экспертиза промышленной безопасности: Экспертиза промышленной безопасности o Экспертиза зданий и сооружений; o Экспертиза технических условий; o Экспертиза декларации промышленной безопасности. Экспертиза декларации промышленной безопасности o Экспертиза промышленной безопасности: Экспертиза промышленной безопасности o Экспертиза зданий и сооружений; o Экспертиза технических условий; o Экспертиза декларации промышленной безопасности. Экспертиза декларации промышленной безопасности
11 Понятие безопасности при чрезвычайных ситуациях Проблема безопасности человека на различных этапах исторического и биологического развития всегда оставалась актуальной. Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но чаще всего это случается по его собственной вине – в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам и правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. Как в мирное, так и в военное время могут происходить события, которые носят чрезвычайный характер. Чрезвычайные события – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду. Проблема безопасности человека на различных этапах исторического и биологического развития всегда оставалась актуальной. Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но чаще всего это случается по его собственной вине – в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам и правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. Как в мирное, так и в военное время могут происходить события, которые носят чрезвычайный характер. Чрезвычайные события – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду.
12 Понятие безопасности при чрезвычайных ситуациях Совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории, называют чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайная ситуация отличается от экстремальной прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой возникла ЧС. Авария – это непосредственный выход из строя какого-либо механизма, вызывающий внезапную остановку работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных и энергетических объектах, транспорте и др. ОХ, что приводит к повреждению или уничтожению зданий, сооружений, материальных ценностей, оборудования, к поражению людей. Катастрофа – крупная авария на объекте хозяйствования или на транспорте, повлекшая гибель людей, значительные разрушения или уничтожение материальных ценностей. Различают экологические, производственные, транспортные и техногенные катастрофы. Совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории, называют чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайная ситуация отличается от экстремальной прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой возникла ЧС. Авария – это непосредственный выход из строя какого-либо механизма, вызывающий внезапную остановку работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных и энергетических объектах, транспорте и др. ОХ, что приводит к повреждению или уничтожению зданий, сооружений, материальных ценностей, оборудования, к поражению людей. Катастрофа – крупная авария на объекте хозяйствования или на транспорте, повлекшая гибель людей, значительные разрушения или уничтожение материальных ценностей. Различают экологические, производственные, транспортные и техногенные катастрофы.
13 Понятие безопасности при чрезвычайных ситуациях Несчастный случай, травма – происшествие, при котором в результате внезапного воздействия произошло повреждение органов человека или нарушено их нормальное функционирование. В ряде случаев аварии сопровождаются пожарами, взрывами, утечкой и распространением РВ и СДЯВ. Причинами возникновения аварий могут быть: отказ оборудования вследствие несовершенства конструкции либо нарушения технологии его изготовления или монтажа; ошибочные действия персонала или преднамеренное нарушение правил эксплуатации оборудования. В условиях экономического кризиса возрастает вероятность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах из-за изношенности оборудования, падения трудовой дисциплины и т.д. Вероятность возникновения ЧС социального характера обычно повышается в условиях длительного политического кризиса. Экологический кризис является крайне опасным для сохранения жизни на Земле. Несчастный случай, травма – происшествие, при котором в результате внезапного воздействия произошло повреждение органов человека или нарушено их нормальное функционирование. В ряде случаев аварии сопровождаются пожарами, взрывами, утечкой и распространением РВ и СДЯВ. Причинами возникновения аварий могут быть: отказ оборудования вследствие несовершенства конструкции либо нарушения технологии его изготовления или монтажа; ошибочные действия персонала или преднамеренное нарушение правил эксплуатации оборудования. В условиях экономического кризиса возрастает вероятность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах из-за изношенности оборудования, падения трудовой дисциплины и т.д. Вероятность возникновения ЧС социального характера обычно повышается в условиях длительного политического кризиса. Экологический кризис является крайне опасным для сохранения жизни на Земле.
14 Понятие о поражающих факторах ЧС Чрезвычайные ситуации порождают разнообразные факторы, способные в момент возникновения ЧС или впоследствии оказать вредное или губительное воздействие на человека, животный и растительный мир, а также на объекты народного хозяйства. Как правило, в результате этого воздействия происходит гибель или опасные для здоровья поражения людей, заметно снижающие их работоспособность, полное разрушение или снижение производительных возможностей объектов народного хозяйства. Эти факторы принято называть поражающими. По механизму своего воздействия они могут являться первичными или вторичныими, а также носить комбинированный характер. Так, в результате воздействия взрывной волны (первичный поражающий фактор) разрушаются объекты, возникают пожары, которые будут являться вторичными поражающими факторами. В отдельных ЧС возможно одновременное возддействие нескольких поражающих факторов; в таких случаях поражение людей и повреждения хозяйственных объектов будут носить комбинированный характер. Основными поражающими факторыами ЧС являются следующие: Чрезвычайные ситуации порождают разнообразные факторы, способные в момент возникновения ЧС или впоследствии оказать вредное или губительное воздействие на человека, животный и растительный мир, а также на объекты народного хозяйства. Как правило, в результате этого воздействия происходит гибель или опасные для здоровья поражения людей, заметно снижающие их работоспособность, полное разрушение или снижение производительных возможностей объектов народного хозяйства. Эти факторы принято называть поражающими. По механизму своего воздействия они могут являться первичными или вторичныими, а также носить комбинированный характер. Так, в результате воздействия взрывной волны (первичный поражающий фактор) разрушаются объекты, возникают пожары, которые будут являться вторичными поражающими факторами. В отдельных ЧС возможно одновременное возддействие нескольких поражающих факторов; в таких случаях поражение людей и повреждения хозяйственных объектов будут носить комбинированный характер. Основными поражающими факторыами ЧС являются следующие:
15 Понятие о поражающих факторах ЧС Воздушная взрывная волна. Взрывная волна является одним из основных поражающих факторов ЧС. Она оказывает динамическое (механическое) воздействие. Возникает, например, при взрывах боеприпасов, при технологических взрывах (взрывы котлов, газо продуктопроводов, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и др.), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясениях. Взрывная волна – это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Температурный фактор. Это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях. При резком повышении температуры возникают пожары, при снижении – замораживаются тепло- и водо сети, останавливается работа отдельных предприятий и транспорта и т. д. Под действием высоких температур наступает перегревание (гипертермия) организма, термические повреждения, и, наоборот, при низких температурах происходит переохлаждение организма (гипотермия), вплоть до отморожений. Воздушная взрывная волна. Взрывная волна является одним из основных поражающих факторов ЧС. Она оказывает динамическое (механическое) воздействие. Возникает, например, при взрывах боеприпасов, при технологических взрывах (взрывы котлов, газо продуктопроводов, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и др.), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясениях. Взрывная волна – это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Температурный фактор. Это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях. При резком повышении температуры возникают пожары, при снижении – замораживаются тепло- и водо сети, останавливается работа отдельных предприятий и транспорта и т. д. Под действием высоких температур наступает перегревание (гипертермия) организма, термические повреждения, и, наоборот, при низких температурах происходит переохлаждение организма (гипотермия), вплоть до отморожений.
16 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания 1. Организация системы мониторинга в России. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач: - обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе; - создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания. В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека (поступление на Землю солнечной энергии, перенос воздушных масс, водные потоки и т.д.). 1. Организация системы мониторинга в России. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач: - обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе; - создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания. В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека (поступление на Землю солнечной энергии, перенос воздушных масс, водные потоки и т.д.).
17 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда какконтроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя. Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда какконтроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.
18 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей: оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения. Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий. Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей: оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения. Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий.
19 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания Основные задачи экологического мониторинга: наблюдение за источниками антропогенного воздействия; наблюдение за факторами антропогенного воздействия; наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; оценка фактического состояния природной среды; прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды. Виды мониторинга различают как по характеру, так и по методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типами загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый; по способам - авиационный, космический, дистанционный, по задачам - прогностический. Основные задачи экологического мониторинга: наблюдение за источниками антропогенного воздействия; наблюдение за факторами антропогенного воздействия; наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; оценка фактического состояния природной среды; прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды. Виды мониторинга различают как по характеру, так и по методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типами загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый; по способам - авиационный, космический, дистанционный, по задачам - прогностический.
20 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из пере численных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа. Методы химического и физико-химического анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздухе, почве, воде). Оценка устойчивости природных экосистем к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации. Биоиндикация - это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Объектами биоиндикационных исследований могут быть отдельные виды флоры или фауны, а также экосистемы. Например, хвойные породы деревьев чувствительны к радиоактивному загрязнению, а многие представители поч венной фауны - к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем. При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из пере численных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа. Методы химического и физико-химического анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздухе, почве, воде). Оценка устойчивости природных экосистем к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации. Биоиндикация - это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Объектами биоиндикационных исследований могут быть отдельные виды флоры или фауны, а также экосистемы. Например, хвойные породы деревьев чувствительны к радиоактивному загрязнению, а многие представители поч венной фауны - к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем.
21 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания Анализ наблюдений за такими объектами позволяет выявить экологические нарушения еще при таких уровнях загрязнения, которые не представляют опасности для населения, проживающего на окружающей территории. По методам исследования различают: 1. химико-аналитический; 2. физический; 3. биомониторинг (слежение за состоянием окружающей среды по реакции живых организмов). В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: 1. выделение (определение) объекта наблюдения; 2. обследование объекта наблюдений; 3. составление информационной модели для объекта наблюдения; 4. планирование измерений; 5. оценка состояния объекта наблюдения; 6. прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения. Анализ наблюдений за такими объектами позволяет выявить экологические нарушения еще при таких уровнях загрязнения, которые не представляют опасности для населения, проживающего на окружающей территории. По методам исследования различают: 1. химико-аналитический; 2. физический; 3. биомониторинг (слежение за состоянием окружающей среды по реакции живых организмов). В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: 1. выделение (определение) объекта наблюдения; 2. обследование объекта наблюдений; 3. составление информационной модели для объекта наблюдения; 4. планирование измерений; 5. оценка состояния объекта наблюдения; 6. прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения.
22 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания В зоне влияния источников организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды: 1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы. 2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод. 3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы. 4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб. В зоне влияния источников организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды: 1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы. 2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод. 3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы. 4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.
23 Общая характеристика методов и средств контроля среды обитания 5. Урбанизованная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д. 6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы. Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем. 5. Урбанизованная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д. 6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы. Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.