Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСветлана стебихова
1 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ – ГЛАВНАЯ СОСВАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ Составила: Колупаева Светлана Петровна учитель английского языка 1 квалификационной категории Могилев,2016
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ – ГЛАВНАЯ СОСВАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ При формировании коммуникативной компетентности иностранный язык обладает наибольшими преимуществами, он выступает как средство её формирования. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны все пути, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
3 Модуль 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся Сущность коммуникативной компетентности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение, а как известно общение становится важнейшим фактором развития личности, что является основной целью системы образования В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность» Коммуникативная компетентность – коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
4 1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности учащихся (на уроках иностранного языка) В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути обучения иностранному языку: а) изучение языка на основе грамматических правил при использовании сокращенной коммуникации; Согласно этой методике, обучение строилось на изучении грамматических правил и лексики с последующим переходом к конструированию,чтению и пониманию устной речи. Многолетний опыт показал, что этот путь малоэффективен. б) освоение языковых явлений главным образом на основе коммуникации. Второй путь изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычной речью, увеличивала сроки изучения иностранного языка. В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения языку. Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним в нашей стране, прежде всего, следует отнести Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров,О.Д. Митрофанова и др.), методистов и психологов Э.П. Шубина, И.Л.Бим, Г.В. Рогову, В.Л. Скалкина,Пасов С.С. и др.; среди зарубежных коллег – это Пифо – в ФРГ, Р. Олрайт, Г.Уидсон, У. Литлвуд – в Англии, С. Савиньон – в США и многие другие. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски учителей, стало ясно, что речь идет об использование коммуникативной методики
5 Модуль 2. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка (коммуникативная методика) 2.1. Составляющие коммуникативной компетентности как результата обучения Коммуникативная компетенция (как методическое понятие), выступающая как искомый результат образования, явление сложное, многокомпонентное Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает: Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков) Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод). Развитие компенсаторных умений Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой Развитие учащихся Образование средствами иностранного языка,
6 2.2. Уровни коммуникативной компетенции В настоящее время достаточно широкое распространение в методической литературе получил уровневый подход к рассмотрению коммуникативной компетенции Одни исследователи выделяют 10 уровней, другие 5-6. I. Начальный уровень в овладении аудированием, говорением, чтением, письмом Уровень начинающего. Для него характерно развитие исходных умений в основных видах иноязычной речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и страноведческих знаний и навыков. II. Средний уровень. Уровень элементарной коммуникативной компетенции Он предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из облегченного устного и письменного текста, написать письмо. III. Продвинутый уровень. Уровень продвинутой коммуникативной компетенции Он позволяет практически использовать иностранный язык в относительно естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения. IV. Высокий уровень (в рамках общего среднего образования) V. Профессионально достаточный уровень VI. Высокий уровень, приближающийся к коммуникативной компетенции образованного носителя языка.
7 2.3. Принципы организации образовательного процесса Анализ критериев коммуникативной компетентности делает необходимым организовать по новому процесс обучения и придерживаться следующих принципов: 1. Формирование коммуникативной компетентности - возможно только в условиях деятельностного подхода. А) Он реализуются с помощью методических упражнений,в которых обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников. Б) Деятельностные задания для коммуникативно- ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. В) Коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала.
8 3. Формирование коммуникативной компетентности возможно только в условиях использования приближенных к реальной жизни материалов и ситуаций, что обеспечивает безболезненную социализацию учащихся Такие ситуации создаются при использовании педагогом комплекса приёмов и заданий: Задания речевого взаимодействия Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников. Проблемные речемыслительные задания Применение организованного ролевого общения.
9 ЦЕЛИ ОП Не «обучение», а образование»: познавательный развивающий воспитательный учебный аспекты мотивированность любого действия учащегося речемыслительная активность постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий ПРИНЦИПЫ ОП Деятельностный подход Гуманистический подход Реалистичность Проблематизация СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Определяется Государственными стандартами МЕТОДЫ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Проектный метод Технология сотрудничества Методика интенсивного обучения ПРИЁМЫ речевого взаимодействия предполагающие «информационное неравенство» участников. проблемные речемыслительные организованного ролевого общения. Коммуникативная методика Уровень коммуникативной компетентности личности
10 Приёмы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка в рамках коммуникативной методики обучения Приёмы закрепления грамматических структур в устной речи учеников Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание – ученик А должен описать своё состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect. В качестве опор предлагаются слова и выражения. Key Words Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose (ones) wallet, sleep badly, buy new clothes Выполнение задания. А: Im happy. Р1: Have you won the lottery? А: No, I havent. Р2: Have you bought new clothes? А: No, I havent. Р3: Have you passed exams? А: Yes, I have.
11 Приёмы активизации использования эмоционально окрашенных выражений при обучении диалогической речи а) ученики читают выражения Согласия и несогласия Agreeing and disagreeing Oh, come off it! Okay, but… You are dead right. Absolutely. Thats true. Youve got a point there. I suppose…but… б) Statements which show strong agreement (++), limited agreement (+), and disagreement (–) ++ + – You are dead right. Okay, but… Oh, come off it! Absolutely. Youve got Thats true. a point there. I suppose … but… в)) мозговой штурм ++ + – Good idea. You are right, You are wrong, I quite agree but… Im afraid. with you. Yes, but on the other hand… г) использование личностно ориентированных вопросов. При выполнении данного задания можно использовать мяч. Тeacher: The situation is Celebrities. During our game we use a ball. Your task is to catch a ball, listen to my statement and react using expressions. Lets begin. To my mind Britney Spears is one of the best singer in the world. Рupil: Youve got a point there. But as for me Valeria is the best. Тeacher: I think Ronaldo is a very bad football player. Рupil: You are wrong, Im afraid. He is considered to be one of the most talented ones. Тeacher: All talented actors are from Russia. Рupil: Okay, but some foreign actors are not bad either. Тeacher: The cleverest pupils study at our school. Рupil: You are dead right.
12 Приёмы активизации устно-речевых высказываний при выполнении творческих заданий Интерактивная ролевая игра Темы Education в рамках речевой ситуации Choosing Schools, ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школами, которые существуют за рубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки, и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.