Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Колесниченко
1 Тема лекции «Развитие личности в условиях депривации»
2 ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. Понятие «депривация» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе. 2.Виды, формы и уровни депривации. 3. Особенности психосоциального развития детей, воспитывающихся в условиях депривации. 1. Понятие «депривация» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе. 2.Виды, формы и уровни депривации. 3. Особенности психосоциального развития детей, воспитывающихся в условиях депривации.
3 Цель лекции: сформировать теоретические знания студентов о депривации как социальном и психолого- педагогическом явлении
4 Авторы: Игорь Александрович Фурманов, Наталья Викторовна Фурманова В пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка. Даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам. Изд. центр Владос, с. В пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка. Даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам. Изд. центр Владос, с.
5 Автор: Елена Григорьевна Уманская В данном пособии проблема психической депривации рассматривается с различных точек зрения. В монографии Е.Г. Уманской даны разнообразные трактовки понятия «депривация», исследуются современные отечественные и зарубежные подходы к построению психокоррекционных программ. Издательство: Прометей, – 170 с. В данном пособии проблема психической депривации рассматривается с различных точек зрения. В монографии Е.Г. Уманской даны разнообразные трактовки понятия «депривация», исследуются современные отечественные и зарубежные подходы к построению психокоррекционных программ. Издательство: Прометей, – 170 с.
6 Авторы: Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек В пособии чешские авторы стремились объяснить понятие психической депривации. Познакомить читателей с экспериментальными данными, собранными в детских домах на основе консультационной практики. Издательство: Авиценум, – 335 с. В пособии чешские авторы стремились объяснить понятие психической депривации. Познакомить читателей с экспериментальными данными, собранными в детских домах на основе консультационной практики. Издательство: Авиценум, – 335 с.
7 Авторы: Анна Михайловна Прихожан, Толстых Наталья Николаевна В книге раскрываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях. Пособие предназначено для родителей, учителей и воспитателей, практических психологов детских домов и интернатов. ЗАО Издательский дом «Питер», – 400 с. В книге раскрываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях. Пособие предназначено для родителей, учителей и воспитателей, практических психологов детских домов и интернатов. ЗАО Издательский дом «Питер», – 400 с.
8 Автор: Кондратьев Михаил Юрьевич В учебном пособии реализована попытка системно представить основные проблемы социальной психологии закрытых образовательных учреждений. В книге раскрывается процессы группообразования и личностного развития в условиях институционально заданной социальной депривации. Издательство: Питер, с. В учебном пособии реализована попытка системно представить основные проблемы социальной психологии закрытых образовательных учреждений. В книге раскрывается процессы группообразования и личностного развития в условиях институционально заданной социальной депривации. Издательство: Питер, с.
9 Автор: Алексеенкова Елена Геннадьевна В пособии исследуется понятие "психическая депривация", которое все активнее используется в современной психологии. Раскрываются феноменология, причины, последствия разных видов депривации. Анализируются как классические исследования депривации, так и работы современных авторов, касающиеся ее отдельных сторон. Показываются пути выхода из состояния депривации. Издательский дом: Питер, В пособии исследуется понятие "психическая депривация", которое все активнее используется в современной психологии. Раскрываются феноменология, причины, последствия разных видов депривации. Анализируются как классические исследования депривации, так и работы современных авторов, касающиеся ее отдельных сторон. Показываются пути выхода из состояния депривации. Издательский дом: Питер, 2009.
10 1 ВОПРОС Понятие «депривация» и его интерпретация в психолого- педагогической литературе Понятие «депривация» и его интерпретация в психолого- педагогической литературе
11 Термин «депривация» используется в психологии, медицине, социально-педагогической работе и традиционно означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей
13 Депривация (от лат. deprivatio – потеря, лишение) – психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. В научном обиходе термин «депривация» стал широко применяться благодаря английскому психиатру Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.
14 Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребенка с близкими людьми Лев Семенович Выготский Александр Владимирович Запорожец Алексей Николаевич Леонтьев Майя Ивановна Лисина Даниил Борисович Эльконин
15 Одним из условий нормального психического развития ребенка является общение с людьми Примеры «детей Маугли» подтверждают это. Потребность в общении является социально обусловленной (не врожденной), поэтому ее удовлетворение зависит от взрослого, который находится рядом с ребенком. Чтобы ребенок начал реагировать, вступать в общение к нему изначально необходимо обратиться, то есть вызвать его на общение. Так, младенцы, перенесшие в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и зачастую погибали («аналитическая депрессия»). Примеры «детей Маугли» подтверждают это. Потребность в общении является социально обусловленной (не врожденной), поэтому ее удовлетворение зависит от взрослого, который находится рядом с ребенком. Чтобы ребенок начал реагировать, вступать в общение к нему изначально необходимо обратиться, то есть вызвать его на общение. Так, младенцы, перенесшие в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и зачастую погибали («аналитическая депрессия»).
16 Депривация есть лишение средств и возможностей удовлетворения основных психологических потребностей, среди которых можно выделить следующие: 1) потребность в общении; 2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности; 3) потребность в двигательной активности; 4) потребность общения со сверстниками; 5) потребность в личной идентификации; 6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности; 7) потребность в положительных эмоциях. 1) потребность в общении; 2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности; 3) потребность в двигательной активности; 4) потребность общения со сверстниками; 5) потребность в личной идентификации; 6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности; 7) потребность в положительных эмоциях.
17 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕПРИВАЦИИ Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, неврозы, соматические заболевания, лишний вес – наиболее характерные черты депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, неврозы, соматические заболевания, лишний вес – наиболее характерные черты депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
18 Трудность распознавания депривации заключается в том, что она часто носит скрытый характер, выступает под разными масками. В таких случаях употребляют даже специальный термин – «маскированная депривация». На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу и т. п. Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека. Трудность распознавания депривации заключается в том, что она часто носит скрытый характер, выступает под разными масками. В таких случаях употребляют даже специальный термин – «маскированная депривация». На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу и т. п. Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека.
19 ДЕПРИВАЦИЯ И ФРУСТРАЦИЯ Фрустра́ция (от лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Фрустра́ция (от лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
20 Фрустрация – это переживание досады из-за блокады потребности, – это не депривация, а более частное понятие, которое может войти в общее понятие депривации. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находиться в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находиться в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией.
21 2. ВОПРОС Виды, формы и уровни депривации Виды, формы и уровни депривации
22 ВИДЫ ДЕПРИВАЦИИ В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций: 1. материнскую, 2. сенсорную, 3. двигательную, 4. психосоциальную. В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций: 1. материнскую, 2. сенсорную, 3. двигательную, 4. психосоциальную.
23 Материнская депривация Материнская депривация – представляет собой разнообразные явления, связанные с воспитанием ребенка в отрыве от матери (семьи). Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, дети, к которым мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.
24 МАТЕРИНСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. Нормативное явление в развитии любого ребенка-формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребенком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. Нормативное явление в развитии любого ребенка-формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребенком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Джон Боулби
25 МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела.
26 Портрет личности ребенка, оказавшийся с рождения в условиях материнской депривации - агрессия по отношению к людям, вещам; - чрезмерную подвижность; - чувство собственной неполноценности; - постоянные фантазии; - упрямство; - неадекватные страхи; - сверхчувствительность; - неспособность сосредоточиться на работе; - неуверенность в принятии решения; - частые эмоциональные расстройства; - лживость; - достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста; - неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка; - говорение с самим собой и т. д. - пониженная любознательность, отставание в развитии речи; - неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, - вялость эмоциональных реакций, - неуверенность в себе. - агрессия по отношению к людям, вещам; - чрезмерную подвижность; - чувство собственной неполноценности; - постоянные фантазии; - упрямство; - неадекватные страхи; - сверхчувствительность; - неспособность сосредоточиться на работе; - неуверенность в принятии решения; - частые эмоциональные расстройства; - лживость; - достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста; - неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка; - говорение с самим собой и т. д. - пониженная любознательность, отставание в развитии речи; - неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, - вялость эмоциональных реакций, - неуверенность в себе. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.
27 Психологи различают детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла Материнская депривация от рождения формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Материнская депривация от рождения формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. В случае разрыва с матерью у ребенка после сложившейся привязанности начинается период тяжелых эмоциональных реакций (протест, отчаяние, отчуждение). В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком. В случае разрыва с матерью у ребенка после сложившейся привязанности начинается период тяжелых эмоциональных реакций (протест, отчаяние, отчуждение). В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком.
28 Сенсорная депривация Сенсорная депривация – является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих при «обедненной среде», в которую ребенок попадает, оказавшись в детском доме, больнице, интернате. Сенсорная депривация – является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих при «обедненной среде», в которую ребенок попадает, оказавшись в детском доме, больнице, интернате.
29 Сенсорная депривация При дефиците сенсорной информации любого порядка у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается сенсорный голод. При дефиците сенсорной информации любого порядка у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается сенсорный голод. В условиях сенсорной депривации развиваются: заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются также нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации разнообразных форм. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.
30 Сенсорная депривация Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития.
31 Эмпирические факты сенсорной депривации В Университете Мак-Гилла сотрудниками Дональда Хебба в 1957 г. был организован и проведен следующий эксперимент. Группе студентов колледжа платили $20 в день за то, чтобы они ничего не делали. Им нужно было только лежать на удобной кровати с полупрозрачной повязкой на глазах, позволявшей видеть рассеянный свет, но не дававшей возможности четко различать объекты. Через наушники участники эксперимента постоянно слышали легкий шум. В комнате монотонно жужжал вентилятор. На руки испытуемых надевали хлопчатобумажные перчатки и картонные муфты, выступавшие за кончики пальцев и сводившие к минимуму тактильную стимуляцию. Уже через несколько часов пребывания в подобной изоляции затруднялось целенаправленное мышление, не удавалось ни на чем сосредоточить внимание, становилась повышенной внушаемость. Настроение колебалось от крайней раздраженности до легкого веселья. Испытуемые ощущали невероятную скуку, мечтая о любом стимуле, а получив его, чувствовали себя неспособными отреагировать, выполнить задание или не желали предпринимать для этого никаких усилий. Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем данное снижение имело место ещё 12–24 часа после окончания изоляции. Хотя каждый час изоляции оплачивался, большинство студентов не смогли выдержать такие условия более 72 часов. У тех, кто оставался дольше, появлялись, как правило, яркие галлюцинации и бредовые идеи.
32 Двигательная депривация Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. Двигательная депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. Двигательная депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека.
33 Роль двигательной активности В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно- просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно- просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат.
34 Двигательная депривация Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению
35 Психосоциальная депривация Психосоциальная депривация – это недостаточность психологического и социального взаимодействия, контактов, опыта и др., которая может повлечь у детей клинически значимое отставание умственного, эмоционального и личностного развития. Психосоциальная депривация является серьезным психотравмирующим фактором. Она объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные). Последствия заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими. Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено. Психосоциальная депривация – это недостаточность психологического и социального взаимодействия, контактов, опыта и др., которая может повлечь у детей клинически значимое отставание умственного, эмоционального и личностного развития. Психосоциальная депривация является серьезным психотравмирующим фактором. Она объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные). Последствия заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими. Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено.
36 Потребность в эмоциональном контакте Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте, особенно в детстве. « Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. При эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребенка, не может быть эмоционального контакта»
37 Психосоциальная депривация В результате психосоциальной депривации возникает расстройство привязанности, проявляющееся в двух формах: 1)устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими апатия, снижение или отсутствие спонтанности; в более старшем возрасте отсутствие или недостаточность любопытства или общительности; 2)неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания. В результате психосоциальной депривации возникает расстройство привязанности, проявляющееся в двух формах: 1)устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими апатия, снижение или отсутствие спонтанности; в более старшем возрасте отсутствие или недостаточность любопытства или общительности; 2)неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания.
38 Особенности проявления психосоциальной депривации в детском возрасте В условиях детского дома ребенок вынужден находиться среди большого количества чужих людей. Присутствие большого количества разных людей еще не закрепляет эмоционального контакта ребенка с ними. Факт общения ребенка с множеством разных людей в условиях часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребенка связан страх. Факт общения ребенка с множеством разных людей в условиях часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребенка связан страх. У детей, воспитанных в домах ребенка обнаруживается отсутствие синтонности (от греч. syntonia – созвучность, согласованность) – особенность склада личности, сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью по отношению к окружающей среде. У детей, воспитанных в домах ребенка обнаруживается отсутствие синтонности (от греч. syntonia – созвучность, согласованность) – особенность склада личности, сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью по отношению к окружающей среде.
39 Когнитивная депривация Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Это происходит, если в развитии человека преобладает слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями у ребенка появляются ложные убеждения. Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Это происходит, если в развитии человека преобладает слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями у ребенка появляются ложные убеждения.
40 Формы проявления депривации Явная депривация носит очевидный характер. Пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании). Явная депривация носит очевидный характер. Пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании). Скрытая депривация (частичная или маскированная) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой- либо причине неудовлетворительны для ребенка. Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом. Скрытая депривация (частичная или маскированная) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой- либо причине неудовлетворительны для ребенка. Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.
41 Уровни депривации 1. Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства. 2. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми. 1. Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства. 2. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.
42 3. ВОПРОС Особенности психосоциального развития детей, воспитывающихся в условиях депривации
43 СЕПАРАЦИЯ И ГОСПИТАЛИЗМ Постоянное пребывание ребенка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребенка (не имеет значения – родная это семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности.
44 СЕПАРАЦИЯ Сепарация (от лат. separatio – отделение) – в психологии понимают как отделение ребёнка от матери (Дж. Боулби). Установлено, многие психические расстройства обусловлены отделением ребёнка от матери в младенческом возрасте, до 2-3 лет, в тот критический период развития, когда формируются базовые привязанности. Особенно сепарация касается этиологии (причинности) тревожных расстройств у детей, психопатии, фобии и депрессии. Сепарация (от лат. separatio – отделение) – в психологии понимают как отделение ребёнка от матери (Дж. Боулби). Установлено, многие психические расстройства обусловлены отделением ребёнка от матери в младенческом возрасте, до 2-3 лет, в тот критический период развития, когда формируются базовые привязанности. Особенно сепарация касается этиологии (причинности) тревожных расстройств у детей, психопатии, фобии и депрессии.
45 ГОСПИТАЛИЗМ Госпитализм (от лат. hospitalis – лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в стационаре в отрыве от близких людей и от дома. В широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро- американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще наблюдался у детей, однако он поражает также и взрослых. Госпитализм (от лат. hospitalis – лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в стационаре в отрыве от близких людей и от дома. В широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро- американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще наблюдался у детей, однако он поражает также и взрослых.
46 ПРИЗНАКИ ГОСПИТАЛИЗМА 1. задержка темпов моторного и речевого развития; 2. обеднение положительных эмоций, негативизм; 3. навязчивые движения; 4. отставание от сверстников в росте и весе; 5. неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; 6. нарушение адаптации к новым условиям. У детей младшего возраста с синдромом госпитализма отмечается: худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции». 1. задержка темпов моторного и речевого развития; 2. обеднение положительных эмоций, негативизм; 3. навязчивые движения; 4. отставание от сверстников в росте и весе; 5. неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; 6. нарушение адаптации к новым условиям. У детей младшего возраста с синдромом госпитализма отмечается: худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».
47 Психологическая специфика сиротства 1. Обедненная среда обитания (звуки, запахи, цвета, тактильные ощущения); 2. Институциональные отношения со взрослыми (вместо личностно-родственных); 3. Деформированность жизненно важных качеств психики (отсутствие любознательности, познавательной активности, избирательности в отношениях ); 4. Бедный эмоциональный фон развития (неспособность к сопереживанию, неразвитость высших чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических)); 5. Позиция приспособления к среде (вместо творческого освоения); 1. Обедненная среда обитания (звуки, запахи, цвета, тактильные ощущения); 2. Институциональные отношения со взрослыми (вместо личностно-родственных); 3. Деформированность жизненно важных качеств психики (отсутствие любознательности, познавательной активности, избирательности в отношениях ); 4. Бедный эмоциональный фон развития (неспособность к сопереживанию, неразвитость высших чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических)); 5. Позиция приспособления к среде (вместо творческого освоения); 6. Деформация сферы общения (фрустрированность потребности в общении в сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта, «потребительское» отношение к взрослым, тенденция ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих, агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, доминирование защитных форм поведения).
48 Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей. Для преодоления пагубных последствий синдрома госпитализма и сепарации у детей, воспитывающихся вне семьи, в настоящее время требуются профессионально- согласованные действия различных специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников). Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей. Для преодоления пагубных последствий синдрома госпитализма и сепарации у детей, воспитывающихся вне семьи, в настоящее время требуются профессионально- согласованные действия различных специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.