Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИрина Марцулевич
1 ДИСЛЕКСИЯ 4 курс, 124 гр Марцулевич И.Г. Шагдай В.А.
2 частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленныхе несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
3 Исследователи дислексии Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В конце XIX-начале XX веков появились работы таких ученых, как В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др. Отечественные авторы, посвятившие свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей: Р.А.Ткачев, С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др. Корневым А.Н. в 1982 году была предложена методика раннего выявления предрасположенности к дислексии, позволяющая выявить задержку формирования функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии. Им были сформулированы основные задачи диагностики дислексии; адаптирована методика обследования умственного развития, разработаны методики исследования устной речи и стандартизованная методика исследования навыка чтения. Корнев работает также над приемами коррекции дислексии
4 Исследователи дислексии Лалаевой Р.И. совместно с Венедиктовой Л.В. разработана методика дифференциальной диагностики расстройства чтения у младших школьников. Лалаева занимается созданием методик логопедической работы по коррекции дислексии. Т. Фотековой в соавторстве с Т. Ахутиной предложена методика нейропсихологической диагностики речевой патологии у детей. Кобзарева Л.Г, Кузьмина Т.И., Резунова М.П., Юшина Г.Н занимаются разработкой приемов коррекционной работы со школьниками с нарушениями чтения, обусловленными нерезко выраженным или общим недоразвитием речи.
5 Зарубежные исследователи (Лами, Локай, Суле) считают причиной дислексии наследственность (нарушение латерализации, задержка развития речи). Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Отмечают наличие патологических факторов (социальных, биологических) в пренатальный, натальный, постнатальный период. Причины дислексии
6 Причины дислексии Органического характера повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии). Функционального характера Внутренниефакторы(длительные соматические заболевания) Внешние факторы (двуязычие, дефицит речевых контактов и т.п.), задерживающие формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.
7 Этиологиядислексии генетические факторы экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травмы головы)
8 Дислексии чаще встречаются в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств (при ММД, ЗПР, ТНР, ДЦП, УО, нарушениях слуха). Дислексия у детей с сохранным интеллектом представляет собой парциальную ЗПР и имеет особенности: сочетание с психическим инфантилизмом; неравномерность психического развития; нарушение кратковременной речеслухавой памяти и т.д. Ковшиков, Демьянов, Корнев отмечали, что у детей с ЗПР часто встречается дислексия. У данной категории детей присутствует комплекс речевых нарушений, в том числе трудности восприятия букв, воспроизведения букв, в формировании фонематического анализа, синтеза, соотношения звука с буквой.
9 Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме: зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза; недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
10 Если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Закономерности
11 Нарушенияречи Неуверенность в себе Агрессивность Тревожная мнительность Озлобленность Робость Негативизм
12 1. несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2. несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами, предложениями, в тексте на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровне; 3. нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом). Механизмы дислексии
13 Аспекты психологический психолингвистический Механизмы дислексии
14 В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
15 В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения.
16 Виды дислексии По степени проявления Беккер выделила 5 групп: врожденная словесная слепота; дислексия; брадилексия; легастения; врожденная слабость чтения.
17 Виды дислексии Токарева различила дислексии по первично нарушенному анализатору: акустическая – недифференцированность слухавого восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают звуки в слоги, слова; смешивают звуки; оптическая – неустойчивость зрительного восприятия и представлений; моторная – затруднения в движении глаз при чтении (плохая взаимосвязь зрительного, слухавого, двигательного анализаторов), следовательно, сужение зрительного поля, потери строки или слов, нарушение речедвигательного воспроизведения.
18 Виды дислексии Хватцев разделил дислексии по нарушенным механизмам: фонематическая - плохо развит фонематический слух, плохо различают сходные фонемы, буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком); оптическая - буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем, зрительное восприятие нарушено и вне речи; оптико-пространственная; семантическая; аамнестическая. В классификации Хватцева не учитываются все операции процесса чтения. Его виды дислексии не охватывают все случаи нарушений чтения.
19 Виды дислексии по Р.И.Лалаевой: фонематическая, семантическая, аграмматическая, аамнестическая, оптическая, тактильная.
20 связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Фонематическая дислексия
21 Формыфонематичекойдислексии Недоразвитие фонематического восприятия трудности усвоения букв, замены звуков Недоразвитие фонематического анализа и синтеза побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова
22 проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами) особенно, при чтении предложений и текста. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. Семантическая дислексия (механическое чтение)
23 Факторы Трудности звукового анализа, нечеткость представлений о синтаксических связях слов в предложении Несформированность грамматических обобщений Семантическая дислексия (механическое чтение) Нарушение понимания прочитанного обусловлено 2-мя факторами:
24 После прочтения слова по слогам дети не могут : показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении (чтение целыми словами)
25 Одна из причин непонимания читаемого- разделение слова на слоги в процессе чтения!
26 В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети: не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения; не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги; читают механически без понимания смысла читаемого; недостаточно сформирована способность синтезировать восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.
27 Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: Слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); Воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка собирает цве-ты).
28 Нарушения понимания прочитанных предложений обусловленных несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.
29 обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Проявляется: в аграмматизмах при чтении, преимущественно морфологических и морфосинтаксических, в нарушении согласования, управления. Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чтения. Аграмматическая дислексия
30 проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слуха -произносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко - буквенными обозначениями. Мнестическая дислексия
31 проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З- В, Ь-Ъ), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Х-К, П-И-Н и др.). Оптическая дислексия
32 связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
33 Оптическаядислексия литеральная Нарушение узнавания изолированных букв вербальная Трудности проявляются при чтении
34 у слепых детей – трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Нарушение определения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи. Этой категории детей свойственно не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Тактильная дислексия
35 Спасибо за внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.