Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемTia Layne
1 Социальное прогнозирование, его виды и особенности Социальное прогнозирование, его виды и особенности Студента 1 курса гр. ГМУ-ЗМ-1 Бычкова М.В.
2 Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования. Задачи работы: 1) определить сущность; 2) охарактеризовать методы; 3) обозначить проблемы. Объект работы - система реализации социального прогнозирования. Предмет исследования - частные вопросы системы социального прогнозирования.
3 Возникновение. 1. Научная потребность сформулирована американским ученым Н. Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия 2. Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., на данном этапе использовались простые прогностические модели 3. В е гг. «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. 4. Конец начало 1980-х гг. использование прогностики в деятельности предприятий.
4 Сущность прогнозирования. Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем.
5 Основными понятиями данной области знания являются: «Прогностика», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике». «Прогноз»
6 Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
7 Виды прогнозов: - краткосрочные (от 1 месяца до 1 года); - среднесрочные (от 1 года до 5 лет); - долгосрочные (от 5 лет до 15 лет); - дальнесрочные (свыше 15 лет).
8 Процесс прогнозирования предполагает: - проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; - описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте)
9 Выявление следующих проблем при прогнозировании: -уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; -тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; -оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области. Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.
10 Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: -экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; -моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; - прогнозная оценка эксперта.
11 Три способа разработки прогнозов: - анкетирование (интервьюирование, опрос); - экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; - моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
12 Практическое назначение прогнозирования: - в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области; - как действительно может протекать развитие; - каков механизм преодоления негативных тенденций.
13 К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести: а) глубину и объективность анализа; б) знание конкретных условий; в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.
14 Метод «Экспертной Оценки» - факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние; - направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации; - особенности, специфика развития наиболее важных составных; - наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.
15 Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: - определяется круг экспертов; - выявляются проблемы; - намечается план и время действий; - разрабатываются критерии для экспертных оценок; - обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы
16 Проблемы социального прогнозирования в России: -Слабость исходных информационных массивов; -низкий уровень математизации исследований; -Слабость организационно правовой базы социологического прогнозирования; -существенно сложнее сами прогнозируемые явления; Всё это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между краткосрочными и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок.
17 Заключение: Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.