Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДарья Ускова
1 Обучение и учение: проблема взаимосвязи
2 План 1) Теоретические основы обучения 2) Процесс обучения и его методы 3) Учение как познавательная деятельность 4) Сравнительный анализ понятий «обучение» и «учение»
3 1. Теоретические основы обучения
4 Обучение это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия преподавателей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
5 Задачи обучения в педагогике: стимулирование учебной и познавательной деятельности обучаемых; развитие памяти, мышления, творческих способностей; совершенствование приобретаемых навыков и умений; организация деятельности по приобретению научных знаний и умений; выработка нравственно-эстетической культуры и научного мировоззрения.
6 Основу обучения составляют знания, умения, навыки. ЗНАНИЯ обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу. УМЕНИЯ это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. НАВЫКИ компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
7 Цели обучения ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
8 2. Процесс, приемы и методы обучения
9 Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
10 Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учащихся; руководство со стороны учителя; специальная планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.
11 Процесс обучения как система Процесс обучения – система, обладающая целостностью Процесс обучения как система состоит из следующих составных частей: o цели обучения, o деятельность преподавателя, o деятельность обучаемых, o конечный результат.
12 Методы обучения и их классификация Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система: традиционная классификация классификация по типу познавательной деятельности бинарные классификации по дидактическим целям
13 Традиционная классификация Практические методы Наглядные методы Словесные методы Работа с книгой и видео методы
14 Классификация по типу познавательной деятельности объяснительно-иллюстративные методы репродуктивные методы проблемного изложения частично поисковые методы исследовательские
15 Бинарные классификации Методы преподавания Методы учения информационный; объяснительный; объяснительно- побуждающий; побуждающий. исполнительный; репродуктивный; частично-поисковый; поисковый.
16 По дидактическим целям методы, способствующие первичному усвоению материала беседа чтение книг методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний практика упражнения
17 3. Учение как познавательная деятельность
18 Что такое учение? Учение это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности. Цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.
19 С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), процесс учения состоит из четырех фаз: чувственный образ объекта активное формирование ходов решения закрепление и проверка знаний синтез новых знаний с прошлым опытом
20 Аспекты учения усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких- либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания. овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение. овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).
21 результативность успешность процесса длительность процесса степень направленности процесса напряженность ОБЩИЕ СВОЙСТВА УЧЕНИЯ:
22 4. Сравнительный анализ понятий « обучение » и « учение »
23 миссия и цели критерии успеха продуктивность/финансирование распределение ролей Параметры сравнения:
24 Миссия и цели Обучение Учение Обучать Создавать учебную ситуацию Транслировать знания от преподавателей к студентам Добиваться, чтобы студенты сами открывали и конструировали знания Предложить программу и курсы Создать мощную учебную среду Улучшить качество преподавания Улучшить качество учения
25 Критерии успеха Обучение Учение качество и объем материального обеспечения учебного процесса; увеличение набора студентов, рост финансирования; качество преподавания, квалифицированность преподавательского состава. качественные и количественные характеристики результатов; увеличение роста учебной активности и эффективности; качество учения, способности студентов.
26 Продуктивность/финансирование Обучение Определение продуктивности стоимость одного часа обучения на одного студента. Финансирование академических часов. Учение Определение продуктивности - стоимость единицы учения на одного студента. Финансирование результатов учения.
27 Распределение ролей Обучение преподаватели прежде всего лекторы. преподаватели и студенты работают независимо и изолированно. линейное управление, независимость действий. Учение преподаватели прежде всего создатели методов. преподаватели развивают способности и дают проявиться таланту каждого студента. совместное управление, работа в команде.
28 Домашнее задание: 1. Обучение как целостная система. 2. Проблемы развивающего обучения. 3. Учение как средство воспитания. 4. Теории учения.
29 Литература: 1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, c.- 5. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. М., Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2010.
30 Благодарим за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.