Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Малиновская
1 «Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся» Учитель математики 1 категория МБОУ Рисовский УВК Малиновская Галина Захаровна Малиновская Галина Захаровна
2 Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно- воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету.
3 Познавательный интерес- это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность учащегося. Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.
4 Основные задачи внеклассной работы по математике Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»; Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»; Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время. Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
5 Виды внеклассной работы по математике: Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала; Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала; Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности; Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности; Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
6 В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие цели: Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математике; Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математике; Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике; Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике; Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно- исследовательского характера; Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно- исследовательского характера; Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися, и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов учащихся. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися, и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов учащихся.
7 Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Во-первых, они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводится после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме. Во-первых, они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводится после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме. Во-вторых, эти формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Во-вторых, эти формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. В-третьих, формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике. В-третьих, формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике. В-четвертых, эти формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводится внеклассное мероприятие. В-четвертых, эти формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводится внеклассное мероприятие. Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать. Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать.
9 Основной формой внеклассной работы по математике 6-8 классов является математический кружок. На занятиях кружка учащиеся углубляют и расширяют приобретенные на уроках знания. Программа математического кружка рассчитана на 6-7 классы. Четыре часа в неделю. Содержание программы органично связано с содержанием основного учебного материала школьного курса математики и в тоже время имеет самостоятельный характер. Итоговым отчетом кружковой работы являются олимпиады, математические соревнования, конкурсы, викторины и т.д. Победа в них подталкивает учащихся продолжать изучение данного предмета, дух соревнования поддерживает заинтересованность. На занятиях кружка не выставляют оценок, это позволяет учащимся чувствовать себя свободнее, чем на традиционном уроке. Кроме того, постоянное участие в работе кружка в значительной мере влияют на увеличение интереса к математике, содействует успеху детей. Цели математического кружка: Формирование стойкого интереса к математике; Развитие нестандартного мышления; Развитие математических способностей учащихся, различные виды мышления (образного, логического, абстрактного и т.д.); Развитие способностей обобщения математического материала; Формирование умения решать сложные и нестандартные задачи; Развитие умения работать самостоятельно и в группах. Ожидаемые результаты: Формирование заинтересованности творческим процессом; Умение логически размышлять при решении текстовых арифметических задач и доказательств; Умение применять изученные методы к решению олимпиадных и конкурсных задач.
10 Заседания математического кружка всегда проходит интересно и весело Заседания математического кружка всегда проходит интересно и весело
12 Подготовка к театрализованному представлению «Новый год в Математическом королевстве»;
13 *Легенда о шахматной доске* Театрализованное представление
14 «Веселые математические старты» «Веселые математические старты» Конкурс «Ловись, рыбка, большая и маленькая…»
15 Игра «Математически алфавит» (5,6 кл.) Игра «Математически алфавит» (5,6 кл.)
16 КВН «Математическое многоборье» (8-9 кл.)
18 Перед неделей математики три дня идут шахматные турниры. В них участвуют учащиеся 6-9 классов.
19 Неделя математики Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, направленная на повышение внутренней мотивации школьников к изучению математики. Это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, направленная на повышение внутренней мотивации школьников к изучению математики. Это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основные задачи: Создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; Создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; Организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; Организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; Поддерживать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике. Поддерживать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике. Проведение недели математики- это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным курсом обучения, дополнять и углублять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. Проведение недели математики- это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным курсом обучения, дополнять и углублять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
24 «Листая страницы истории» Конференция на тему «Великие математики»
25 КВН между учащимися 5 и 6 классов
26 Конкурс « Геометрическая фигура» Конкурс « Геометрическая фигура»
28 Н А Г Р А Ж Д А Е Т С Я АНТОНЮК СВЕТЛАНА учащаяся 7 класса Рисовского УВК «школа I-II ступеней – детский сад », занявшая 2 место за участие в конкурсах НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ Учитель математики Г.З.Малиновская
29 Математические игры С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи я веду поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи я веду поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из таких форм является математическая игра. Математическая игра – это занятие пронизанное элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Одной из таких форм является математическая игра. Математическая игра – это занятие пронизанное элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр: Основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр: Развитие мышления; Развитие мышления; Углубление теоретических знаний; Углубление теоретических знаний; Организация свободного времени; Организация свободного времени; Общение со сверстниками; Общение со сверстниками; Развитие волевых качеств; Развитие волевых качеств; Контроль знаний; Контроль знаний; Формирование адекватной самооценки и т.д. Формирование адекватной самооценки и т.д.
30 Математические игры призваны решать следующие задачи: Образовательные: Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; Способствовать расширению кругозора учащихся и др. Способствовать расширению кругозора учащихся и др.Развивающие: Развивать у учащихся творческое мышление; Развивать у учащихся творческое мышление; Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях; Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях; Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др. Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.Воспитательные: Воспитывать нравственные взгляды и убеждения; Воспитывать нравственные взгляды и убеждения; Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др. Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
31 Математические игры выполняют различные функции: Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность; Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность; Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре; Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре; В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал; В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал; Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету; Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету; Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильности ее применения. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильности ее применения.
32 Виды математических игр. 1. По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные. 2. По массовости различают коллективные и индивидуальные игры. 3. По реакции выделяют подвижные и тихие игры. 4. По темпу выделяют скоростные и качественные игры. 5. Одиночные и универсальные игры. (Настольные игры, математические мини-игры, викторины, игры по стациям, математические конкурсы, КВНы, игры- путешествия, математические лабиринты, математическая карусель, бои, разновозрастные) (Настольные игры, математические мини-игры, викторины, игры по стациям, математические конкурсы, КВНы, игры- путешествия, математические лабиринты, математическая карусель, бои, разновозрастные)
33 Международный математический конкурс «Кенгуру»
34 Результаты участия в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» учебный год учебный год участвовало - 8 человек участвовало - 8 человек Из них: Отличный результат – 2 чел.; Хороший результат – 2 человека; Участие – 4 чел учебный год учебный год участвовало - 8 человек участвовало - 8 человек Из них: Отличный результат – 3 чел.; Хороший результат – 4 человека; Участие – 1 чел учебный год учебный год участвовало - 12 человек участвовало - 12 человек Из них: Отличный результат – 6 чел.; Хороший результат – 4 человека; Участие – 2 чел.
35 Индивидуальная работа с учащимися Работа учителя сельской школы имеет свои особенности и очень многому обязывает. Учителю, как правило, приходится работать в классах с разным уровнем восприятия и усвоения учебного материала. Объективно существующие различия учащихся в темпе, объеме и глубине усвоения знаний, а также в способностях самостоятельно полученные знания могут привести к снижению учебной мотивации. Поэтому учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными математическими способностями. Эта проблема актуальна и в связи с необходимостью подготовки выпускников сельских школ к ГИА. Ребятам нужно дать знания на таком уровне, чтобы они были успешны наравне с выпускниками лицеев, классов углубленного изучения математики. Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровнего и индивидуального подхода к обучению математике, ориентированных на степень обученности учащихся с учетом их личностных особенностей а это, согласитесь, невозможно без организации индивидуальной работы с учащимися, которую я провожу: Работа учителя сельской школы имеет свои особенности и очень многому обязывает. Учителю, как правило, приходится работать в классах с разным уровнем восприятия и усвоения учебного материала. Объективно существующие различия учащихся в темпе, объеме и глубине усвоения знаний, а также в способностях самостоятельно полученные знания могут привести к снижению учебной мотивации. Поэтому учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными математическими способностями. Эта проблема актуальна и в связи с необходимостью подготовки выпускников сельских школ к ГИА. Ребятам нужно дать знания на таком уровне, чтобы они были успешны наравне с выпускниками лицеев, классов углубленного изучения математики. Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровнего и индивидуального подхода к обучению математике, ориентированных на степень обученности учащихся с учетом их личностных особенностей а это, согласитесь, невозможно без организации индивидуальной работы с учащимися, которую я провожу: при организации учебно-познавательной деятельности на уроке; при организации учебно-познавательной деятельности на уроке; Во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности.
37 Работа с одаренными детьми Одаренные дети: Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, теоретические возможности; имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, теоретические возможности; Имеют доминирующую активность, ненасыщенную познавательную потребность; Имеют доминирующую активность, ненасыщенную познавательную потребность; Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
40 Формы работы с одаренными детьми Групповые занятия с сильными учащимися; Групповые занятия с сильными учащимися; Факультативы и кружки по интересам; Факультативы и кружки по интересам; Конкурсы и интеллектуальные игры; Конкурсы и интеллектуальные игры; Участие в олимпиадах; Участие в олимпиадах; Участие в научно-практической конференции и т.д. Участие в научно-практической конференции и т.д. Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
43 Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. Для внеклассной работы учитель подбирает материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учетом преемственности с классной работой. Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются. Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
44 Литература: Литература: Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка. – с. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка. – с. Макаренко, А.С. О воспитании в семье. – М: Учпедгиз, Макаренко, А.С. О воспитании в семье. – М: Учпедгиз, Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. Издательсто БГУ, – 308 с. Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. Издательсто БГУ, – 308 с. Самойлик, Г. Развивающие игры. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», Самойлик, Г. Развивающие игры. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя / М: Просвещение, – 80 с Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя / М: Просвещение, – 80 с Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А.К. Маркова./ - М: Просвещение, – 192 с. Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А.К. Маркова./ - М: Просвещение, – 192 с. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978 Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.