Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДмитрий Дмитрий
1 Работа студента 4 курса
2 Цели экологического образования и воспитания Главная цель экологического образования становление экологической культуры личности и общества посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
3 Обучающие цели экологического образования заключаются в том, чтобы привести школьников к овладению системой экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: формирование у учащихся системы экологических знаний о закономерностях функционирования живых систем в связи с условиями окружающей среды, о развитии природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах современного экологического кризиса; содействие пониманию экологических аспектов естественнонаучных знаний, пониманию целостной научной картины мира на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний; развитие практических умений и навыков по изучению экологических систем, по охране природы и оптимизации окружающей среды. Экологическое образование содействует обогащению личностных качеств ученика благодаря высокой значимости экологических знаний, позволяющих понять ценности природы в их неповторимости и многообразии.
4 Воспитательные цели экологического образования включают: формирование ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, ценность человека, его жизни и здоровья; содействие развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы; развитие у учащихся чувства ответственности за сохранение природы; формирование на основе интеграции знаний о природе и обществе научного глобально ориентированного мировоззрения.
5 Развивающие цели экологического образования содействуют интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них экологического стиля мышления, развитию способностей и потребностей в экологическом образовании и общении с природой, интереса к учебной и исследовательской деятельности.
6 Содержание экологического образования- педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного отношения к миру Внешний источник, формирующий содержание экологического образования, наука экология Внутренний источник педагогика и психология, позволяющие адаптировать это содержание к возрастным и психологически м особенностям школьников
7 Теоретической предпосылкой формирования содержания выступают следующие педагогические закономерности : социально-педагогическая обусловленность содержания; единство обучения, воспитания и развития; функциональная зависимость содержания от целей образования и задач обучения и воспитания; соответствие изложения содержания возрастным особенностям учащихся; единство структурных компонентов в содержании образования; связь теоретического и практического обучения; преемственность и последовательность в развитии экологических знаний.
8 Уровни содержания экологического образования. Уровень общего теоретического представления Уровень учебного предмета Уровень учебного материала Уровень педагогической действительности Уровень личности
9 Принципы отбора содержания экологического образования Принцип соответствия всех компонентов содержания социальному заказу Принцип культуросообразности Принцип системности Принцип научности Принцип фундаментальности Принцип связи теории с практикой Принцип ценностной ориентации знаний Принципа практической направленности знаний Принципа краеведения
10 Группы понятий Примеры понятий Понятия о средах жизни и экологических факторах Водная, почвенная, наземно-воздушная среды жизни и их особенности; организм как среда жизни; классификация экологических факторов; фотопериодизм, биологические ритмы, лимитирующие факторы; оптимум Аутэкологические Адаптации организмов к условиям среды обитания; жизненные формы; средообразующая роль живых организмов; приспособительные свойства организмов (анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие, ритма логические, географические и др.) Популяционно-экологические Популяция, структура популяции; численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры популяции: рождаемость, смертность, прирост популяции, изменение численности Биогеоценотические Экологическая система, структура экосистемы, потоки энергии, круговороты вещества и информации, разнообразие экосистем, иерархия экосистем; структура биогеоценоза; устойчивость биогеоценоза во времени и пространстве, механизмы поддержания рав новесия; сообщество; типы взаимоотношений: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм; круговорот веществ; динамика сообществ и экосистем; сукцессия Понятия глобальной экологии Биосфера, структура биосферы, границы биосферы, живое вещество и его функции, косное вещество, биокосное вещество; основные типы биогеохимических циклов; устойчивость биосферы, общие закономерности эволюции биосферы; экологический кризис Состав экологических понятий школьного курса экологии
11 Социально-экологические Антропогенное изменение природных компонентов биосферы; взаимодействие общества и природы, этапы взаимодействия общества и природы; структурно- отраслевые и техногенные факторы обострения экологической ситуации; причины современного экологического кризиса; особо охраняемые природные территории (ООПТ) Прикладные экологические Рациональное природопользование; охрана природы; оптимизация окружающей среды; ресурсы, классификация ресурсов; водопользование и загрязнение водоемов, использование почв, предупреждение эрозии и опустынивания; экологическая и демографическая ситуация; утилизация и обезвреживание отходов; радиационная обстановка в городе и регионе; способы оптимизации городской среды Методологические Полевые и лабораторные методы экологических исследований, экологический контроль, методы сбора, обработки и учета информации, моделирование экологических ситуаций и их прогнозирование; описание, наблюдение в экологии, картографирование, методы анализа и оценки; мониторинг как форма и метод изучения состояния окружающей среды на уровнях: региональном, национальном и глобальном
12 Деятельностный компонент содержания экологического образования. Задачи: содействовать развитию у учащихся учебных и исследовательских умений в области экологии и разви вать интерес к исследовательской работе Ученики должны научиться - собирать и обрабатывать экспериментальные данные; - анализировать и интерпретировать полученные результаты с учетом данных, имеющихся в современной научной литературе, - представлять результаты учебной и исследовательской работы в виде отчета, реферата, доклада.
13 Аксиологический (ценностный) компонент содержания. Идея целостности, системности и единства природы определяет включение таких элементов содержания, как «целостность природы объективная реальность», «биосфера глобальная экосистема, обеспечивающая жизнь на Земле», «биоразнообразие условие устойчивости биосферы», «природа как часть самого человека», «человек как часть природы» и др. Идея причинной обусловленности в природе отражается в содержании курса при введении понятий «глобальные экологические проблемы», «взаимосвязь проблем загрязнения среды и ухудшения здоровья людей», «причины деградации природной среды», «охрана природы», «способы оптимизации природной среды». Идея ценностного подхода к природе, науке и образованию реализуется при изучении следующих вопросов: «жизнь как явление и феномен», «ценность жизни», «ценность жизни и здоровья человека», «ценность биоразнообразия (на уровне генов, видов, популяций, экосистем)», «значение науки в сохранении природы», «ценность образования» и т.д.
14 Компонент, отражающий опыт творческой деятельности Овладение такими видами деятельности, как поиск, воспроизведение и интерпретация учащимися новой учебной информации. Усвоение данного компонента содержания позволит школьникам научиться давать определение основным экологическим понятиям, устанавливать и объяснять причинно-следственные связи в природе; прогнозировать последствия экологических явлений высказывать суждения о вероятностных процессах; применять усвоенные знания в незнакомых ситуациях при решении новых задач.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.