Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемнилуфар ибрагимова
3 Поскольку общий принцип обоснования индукции так и не был найден, на смену индуктивной модели к 1930-м гг. пришла гипотетико-дедуктивная модель. Эта модель широко распространилась в среде сторонников логического позитивизма (неопозитивизма), которые ограничивали задачу философии науки логическим анализом существующего знания.
4 Метод критического рассуждения составил основу античной диалектики (от древнегреч. dialektike techne – вести диалог, беседу, полемику), как искусства поиска истины путем раскрытия противоречий в мышлении. В ходе такого диалога один из его участников выдвигает определенные предположения или мнения, а другой участник оспаривает, критикует или опровергает их.
5 Блестящим мастером проведения диалогов по нравственным и общественно-политическим проблемам был Сократ. О мастерстве последнего можно судить по сочинениям Платона, написанным в форме диалогов, непременным участником которых выступает Сократ. Платон утверждал, что истина не может быть в противоречии с самой собой, и надо отвергать такие гипотезы, которые приводят к противоречию. По Платону, диалектика есть точный метод доказательства, и в его диалогах не встречается иного метода доказательства, кроме опровержения гипотез. Сократ
6 Современная культура использует гипотетико- дедуктивные рассуждения в процессе обучения. Наибольшее распространение эти рассуждения получили в разнообразных спорах, дискуссиях, полемике. Речь идет как о состязании сторон в судебных заседаниях, так и о научных дискуссиях и диспутах.
7 Особая роль гипотетико- дедуктивного метода в науке проявилась в связи с возникновением экспериментального естество - знания. Так, ярким примером гипотетико-дедуктивных систем стала классическая механика Ньютона, в основе которой лежат гипотезы, опирающиеся на огромное число наблюдений и экспериментов, проверенных опытом и практикой.
8 Аксиомы абстрактных математических теорий не допускают непосредственной эмпирической проверки, поэтому при выборе математических аксиом руководствуются требованиями внутренней логики развития теории. Таким образом, в математике гипотетико-дедуктивный метод используется прежде всего при проверке ее теорий. Что касается эмпирических наук, то они используют этот метод для построения своих теорий
9 Гипотетико-дедуктивный метод в наибольшей мере используется в тех отраслях естествознания, где разработан концептуальный аппарат и широко применяются математические методы исследования, в том числе в экономических теориях.
10 В описательных науках, где связь гипотез достаточно поверхностна, применение этого метода затруднительно, поскольку: во-первых, трудно найти и выделить основные, наиболее сильные гипотезы, из которых можно было бы с помощью логической дедукции получить другие гипотезы; во-вторых, вследствие этого нелегко выявить не основные, производные гипотезы; в-третьих, само число гипотез бывает весьма велико.
11 а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового (которая не достигает успеха в силу недостаточности имеющихся знаний) с помощью уже существующих теорий и законов; б) выдвижение гипотезы о причинах и закономерностях данных явлений; в) оценка основательности и серьезности гипотез и отбор из их множества наиболее вероятной гипотезы; г) выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
12 Гипотеза либо получает экспериментальное подтверждение, либо опровергается. Вместе с тем подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании. В процессе становления любой науки накопление и систематизация эмпирической информации занимает значительный период времени.
13 Направленность логического вывода в классической дедукции – от общего к частному. Иными словами, общее положение уже известно, на этом основании надо выявить характеристики частного знания. Направленность логического вывода в гипотетико-дедуктивном методе противоположна – от частного к общему. Известны конкретные факты, и обосновано (т.е. считается истинным) частное знание об этих фактах. На этом основании надо подтвердить общее знание, которое носит лишь гипотетический, в некоторой мере правдоподобный характер.
14 Значение гипотетико-дедуктивного метода при построении научного знания в развивающихся отраслях естествознания определяется тем, что здесь речь идет не просто о дедуктивной связи нескольких гипотез, а о целой системе предположений, допущений, обобщений, эмпирических и теоретических законов и принципов.
15 Таким образом, любая теоретическая система опытного знания оказывается тем более ценной, чем больше она позволяет получить логических следствий, которые оказываются доступными для опытной проверки. Ранее исключительной сферой приложения индуктивного метода считались опытные науки.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.