Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЗинаида Руликовская
1 Словарь терминов Готический и романский стиль МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г. МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.
2 Донжон ДОНЖОН (фр. donjon) главная башня в европейских замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
3 Базилика БАЗИЛИКА Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική цар ский дом) тип строения прямоугольной формы, характерное для средневекового строительства и известное еще со времен римского искусства, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos свод, арка), увенчанной полукуполом
4 Апсида АПСИДА В западноевропейской архитектуре апсидой может называться часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом. Алтарная апсида в западноевропейском храме
5 Деамбулаторий ДЕАМБУЛАТОРИЙ (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio обходить, ходить кругом чего- либо) кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов; предназначался для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.
6 Наос НАОС (от греч. ναος храм, святилище) - центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся План трёхнефного собора с заштрихованным наосом
7 Неф, Нартекс НЕФ, НАРТЕКС – нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов.
8 Неф НЕФ (фр. nef, от лат. navis корабль) вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
9 Трансепт ТРАНСЕПТ (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.
10 Капелла КАПЕЛЛА (позднелат. capella, итал. cappella часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора), а также в замках и дворцах. Строились и отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).
11 Портал пер спективный ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (лат. porta ворота) главный вход большого архитектурного сооружения в виде нескольких уменьшающихся в размерах и уходящих в глубину уступов здания, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.
12 Контрфор с Контрфо́р с (фр. contre force «противодействующая сила») вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфор са может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
13 Аркбутан АРКБУТАН- (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам- контрфор сам, расположенным за пределами основного объёма здания. Система аркбутанов, контрфор сов и нервюр составляет конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и т. п. Два аркбутана передают нагрузку на один контрфор с
14 Пинакль ПИНАКЛЬ (фр. pinacle, от лат. pinnaculum крылышко; щипец, конёк) - в романской и готической архитектуре декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфор сов, также на уступах контрфор сов и башен, на коньках и столпах стен.
15 Нервюра НЕРВЮРА (фр. nervure жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфор сов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода. См. аркбутан.
16 Вимперг ВИМПЕРГ (нем. wimperg) - высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, крабами и другими декоративными элементами.
17 Фиал ФИАЛ (от греч. phiále – чаша, кубок), декоративная остроконечная каменная пирамидка, обычно венчающая пинакль в архитектуре готики. Фиалы, как правило, украшены крабами и завершены крестоцветом.
18 Крестоцвет КРЕСТОЦВЕТ - (нем. Kreuzblume), флеро́н распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-крабами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов и вимпергов. Термин «крестоцвет» точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента. В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
19 Крабб КРАББ (нем. кrabbe от krabbeln - барахтаться, копошиться, ползать) – элемент орнамента готического стиля в виде изогнутых листьев, как бы выползающих на архитектурные детали карнизов и фронтонов
20 Квадрифоль КВАДРИФОЛЬ - элемент орнамента готического стиля в виде четырехлистника, часто используется в оформлении готических соборов.
21 Орнамент «льняные складки» ОРНАМЕНТ «ЛЬНЯНЫЕ СКЛАДКИ»готический орнаментальный мотив, изображающий сложенное в несколько раз полотнище, напоминающее льняную ткань. Складки в этом орнаменте симметричные.
22 Орнамент «масверк» МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Используется как в архитектуре, так и в декоративно- прикладном искусстве готики.
23 Витраж ВИТРАЖ (лат. vitrum - стекло) картина или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла.
24 Баптистерий БАПТИСТЕРИЙ (гр. βαπτιστήριον) здание или помещение, или его часть, с водоемом для совершения таинства крещения. В античное время термин использовался, как одно из названий плавательного бассейна. Обычно баптистерий состоит из одного или нескольких помещений.
25 Роза РОЗА – большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение. В готическом искусстве рисунок розы усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым.
26 Гаргулья ГАРГУЛЬЯ - (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья, гаргуйль или гаргойль) это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Св. Роман (англ.), архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане. Впоследствии мастера вырезали изображения гаргульи на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки, каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.
27 Химера ХИМЕРА (греч. Χίμαιρα, «коза») в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы,хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Распространенный скульптурный мотив в виде устрашающих чудовищ, венчающие внешние своды или фасады готических соборов. Химера из Ареццо этрусская скульптура из бронзы Музей археологии, Флоренция, Италия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.