Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Стебницкий
1 Отечественная школа и педагогика в 50-е-90-е годы Выполнила студентка 1 курса группы ИФМиБ Рахимуллина Гульшат
2 План. 1. Школьная политика в 50-е годы. 2. Новое содержание обучения в 60-е-70-е годы. 3. Реформа 1984 года. 4. Образование в 90-е годы. 5. Популярные работы. 6. Педагог и новатор Л.В.Занков. 7.В.А.Сухомлинский. Основные идеи и работы. 8. Успехи образования этого периода.
3 В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяют следующие этапы: начало 1930-х г е г гг гг Приоритетом школьной политики в гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Процесс введения всеобщего среднего образования проходил в несколько этапов: 1 этап: меры по улучшению материально-технической базы школ. 2 этап: пересмотр содержания образования в средней школе, перестройка учебно-воспитательного процесса. 3 этап: принятие Устава школы (1970), который определил типы учебных заведений, дающих полное среднее образование.
4 Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»(1958). Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: - трехлетние общеобразовательные школы; - трехлетние вечерние школы; - техникумы и другие учебные заведения.
5 В 60-е -70-е годы во всех ступенях и классах общеобразовательной школы осуществился переход на новое содержание обучения, ознаменовавшиеся сближением изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями советской науки и практики народного хозяйства. Массовый характер приняло создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения.
7 12 апреля 1984 г стартовала школьная реформа. Верховный Совет СССР принимает постановление "Об основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школы". Решено было поэтапно переходить к 11-летнему образованию и началу обучения с 6-летнего возраста. Реформа предполагала планы слияния общего и профессионального образования, профессионализации общеобразовательной школы. У старшеклассников(10-11 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. Вводится курс "Основы производства. Выбор профессии". Обучение должно завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.
8 Были внесены изменения в статут ордена Трудовой Славы. Приняты меры к значительному улучшению учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с требованиями реформы, задачами современного этапа развития советского общества. 1 сентября объявляется всенародным праздником - Днем знаний.
9 Педагогическая наука находилась под жестким контролем государства и Коммунистической партии. Академия педагогических наук РСФСР (с 1967 года Академия педагогических наук СССР) был объявлен основным центром развития народного образования, популяризации педагогических знаний, разработки вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, подготовки научных педагогических кадров.
10 В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. В июле 1991 года выходит проект Закона «Об образовании», учитывающий трансформацию общества и подготавливающий систему образования к рыночным отношениям. Выросла престижность образования и понимание его необходимости. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углубленному изучению отдельных дисциплин; во многих школах появились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обязательные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликвидировать разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и требованиями высшей школы. В средней школе допускаются различные формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание и др. Главная проблема школы положение учителя, который по уровню зарплаты находится на самом низу социальной лестницы, отсюда падение престижа учителя, прочная «феминизация» школы, постоянная нехватка квалифицированных учителей.
11 Система общего профессионального образования обогатилась новыми типами учебных заведений лицеями и колледжами. В систему высшего образования входят университеты, академии и институты. В 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов. В высшей школе изменяется организация учебного процесса, углубляется дифференциация программ посредством введения многообразных и многочисленных учебных курсов. Предпринимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени бакалавр и магистратуру. Стал активно формироваться негосударственный (частный) сектор образования. Частные начальные и средние школы привлекают индивидуальным подходом к учащемуся, малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, иногда высоким качеством преподавания.
12 Российские ученые разработали оригинальные концепции образования. Одна из них - концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). По этой концепции, глобальная цель обучения - усвоение подрастающим поколением основ социального опыта.. В х гг. пользовались популярностью такие работы, как "Проблемное обучение" И.Я. Лернера, "Проблемное обучение. Основные вопросы теории" М.И. Махмутова, "Теоретические проблемы программированного обучения" Н.Ф. Талызиной и др.
13 К числу ярких новаторов в педагогике того периода относятся Занков Л.В. и Сухомлинский В.А. Занков Л.В. создает экспериментальную лабораторию по проблемам дидактики. Предлагает оригинальную и эффективную систему обучения на высоком уровне трудности и прохождения учебного материала быстрым темпом.
14 Талантливый учитель, директор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина) Сухомлинский (1918–1970) исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с другом.
15 Основные идеи В.А. Сухомлинского: - детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса"; - традиции, фольклор, природа оказывают важное воспитательное воздействие на ребенка; -успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
16 Основные работы: 1956 «Воспитание коллективизма у учеников» «Духовный мир школьника» «Сердце отдаю детям» «Павлышская средняя школа» «Рождение гражданина».
17 Успехи образования этого периода Школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования. Впервые в мире была создана система заочного и вечернего образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.