Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЮлия Рыдзевская
2 Художница родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года в семье Лансере-Бенуа – прославленной художественной династии России. Ее отец, Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, мастером небольших жанровых композиций. Он умер рано, и маленькая Зина знала его только по воспоминаниям родных. Мать, Екатерина Николаевна, была родом из знаменитой семьи Бенуа: ее отец Николай Леонтьевич и брат Леонтий – известные архитекторы.
3 Зинаида росла вместе с братьями Евгением, Николаем, сестрами и своим дядей. Все стали художниками. Вся большая семья жила на улице Глинки в Петербурге, в доме деда, где на стенах висели картины и гравюры, была богатая библиотека. Очень любила Зинаида ходить в музеи. Подходя к картинам Рубенса, еще девочкой, она обычно роняла платок, чтобы встать перед этими творениями на колени.
4 Когда летом семья ехала в имение Нескучное, Зинаида много рисовала - речку Муромку, сады, картинки деревенского быта. Мать очень рано угадала в Зинаиде талант художницы, она восторгалась ее набросками.
5 Родовое имение Лансере «Нескучное» находилось в 30 верстах от Харькова, а в трёх верстах от него лежало село Весёлое. Здесь шумели ярмарки, гремели разудалые свадьбы, собирались шумные сходки- вечерницы. В первые годы прошлого столетия крестьяне из Весёлого и Нескучного чуть свет на подводах отправлялись в Харьков на торг и возвращались только затемно. Дорога из Весёлого в Нескучное ворота в мир, воспетый Серебряковой. Этот клочок родной земли на пути к родному дому всегда волновал художницу.
7 Главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Две картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости. Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).
8 Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.)
9 Несчастье разразилось в годы гражданской войны. По дороге Харьков в воинской теплушке Борис заразился сыпным тифом и через несколько дней умер от сердечного паралича. Гражданская война, личная трагедия заставили Серебрякову покинуть Россию и отправиться в поисках пристанища на родину предков во Францию. В письме из Петрограда своей приятельнице-харьковчанке Г. Тесленко от 28 февраля 1922 года, Серебрякова, обычно чрезвычайно сдержанная в выражении чувств, признаётся: «...Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюблённой это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слёзы... Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства».
10 А в 1952 году Зинаида Серебрякова пишет дочери Татьяне из Парижа в Москву: «Не поверишь, что прошло уже больше четверти века без него!». Все эти годы она жила, постоянно думая о муже, советуясь с ним о самом важном. Четыре портрета мужа, которые были написаны ею, хранятся в собраниях Татьяны и Евгения Серебряковых, Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.
11 Полотно 1919 года «Карточный домик» было написано в трудный период жизни Зинаиды Евгеньевны, когда вместе с детьми и матерью она была вынуждена скитаться по квартирам сначала в городе Змиеве, затем в Харькове, так как Нескучное было разграблено и сожжено.
12 Страшное горе обрушилось на ее хрупкие плечи, и тяжелые раздумья художницы-матери о детях поставленных суровыми обстоятельствами российской жизни на грань выживания отражены в этой картине. Серебрякова передает изменения, произошедшие в сознании детей вместе с ней переживающих постигшие их несчастья: на их лицах застыло выражение растерянности, тревожного ожидания, а взгляды направлены на хрупкий рассыпающийся карточный домик. Революция, гражданская война, смерть любимого человека стали для художницы не только крушением счастья, но и былого благополучия: семья оказалась в крайне стесненном материальном положении.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.