Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Ипатова
1 Мурманский арктический государственный университет Кафедра педагогики Учебная дисциплина: Семейное воспитание и организация работы с семьей в дошкольной образовательной организации Презентация к лекции на тему: Работа дошкольной образовательной организации с семьей в условиях ФГОС дошкольного образования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики МАГУ Мурманск 2016
2 Содержание 1. Входной контроль. Анкетирование «Формы работы с родителями в ДОО г. Мурманска и области». 2. Семейное воспитание. 3. Анализ ФГОС ДО: организация работы с семьей. 4. Взаимодействие ДОО с родителями воспитанников в рамках ФГОС. 5. Формы работы с родителями в вальдорфском детском саду.
3 Входной контроль 1.Перечислите, пожалуйста, какие формы работы с родителями применяются в вашем ДОО? 2. Что Вы относите к инновационным формам работы с родителями? 3. Применяете ли Вы нестандартные формы работы с родителями? Если да, то какие? Если нет, то почему? 4. Готовы ли Вы принимать меры для того, чтобы родители Ваших воспитанников включались в образовательный процесс ДОО?
4 Семейное воспитание это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Основные типы воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Стили семейного воспитания: - попустительский (в результате формируется конформный тип личности), - Состязательный (формируется доминирующий тип личности), - рассудительный (сенситивный тип личности), - предупредительный (инфантильный тип), - контролирующий (тревожный тип), - сочувствующий (интравертный тип), - гармоничный (гармоничный тип).
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ФГОС ДО личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей Основные принципы дошкольного образования: … 5) сотрудничество Организации с семьей; 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: … 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6 1.7. Стандарт является основой для: … 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Должны быть представлены: … в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
7 3.1. Требования к условиям реализации Программы: 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия: … 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
8 Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: … 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
9 В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 2) консультативной поддержки … родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) Организация должна создавать возможности: … 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
10 Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
11 Организационно-педагогические условия формирования сотрудничества ДОО и семьи -технологический подход к обеспечению взаимодействия между педагогами и родителями; -оказание методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями, состоящей из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль; -планомерное и активное распространение педагогических знаний среди родителей; -вовлечение родителей в деятельность ДОО с использованием целесообразного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
12 Традиционные формы работы ДОО с семьей: фронтальные, групповые, индивидуальные, наглядные Индивидуальные беседы Посещение семей Оформление наглядной информации: стендов, папок-передвижек Дни открытых дверей ДОО Выставки совместных творческих работ Индивидуальные и групповые консультации Родительские собрания Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетом
13 Этапы работы с родителями 1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. 2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. 3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия. 4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. 5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
14 Классификация форм работы с родителями коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные. Вопрос для обсуждения: Каков потенциал традиционных форм работы с родителями в условиях компетентностного подхода?
15 Нетрадиционные формы работы с родителями
16 Классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕДОСУГОВЫЕ НАГЛЯДНО- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИЕ
17 Познавательные формы КВН Литературная гостиная Клуб Почта доверия Кейс-стади (педагогический случай) Что, где когда? Круглый стол Проведение мастер- класс Проведение тренинга и деловой игры Родительские гостиные Дискуссии
18 Досуговые формы Праздники Спортивные мероприятия с родителями Ярмарки Сладкий час Конкурсы «Украсим группу», «Лучший участок» Фестивали (творческие) Мастерские, мастер-классы Проектная деятельность
19 Наглядно-информационные формы Дни открытых дверей Совместные выставки рисунков и фотографий Выпуск газеты, буклета Сайты детского сада и группы Компьютерная презентация Стендовая информация
20 Информационно-аналитические формы Опрос, анкетирование Тесты Фокус-группы«Почтовый ящик» Информационные корзины Топик-гайд
21 Формы работы с родителями в вальдорфском детском саду
22 Практическое занятие 1 Тема: Семейная педагогика и семейное воспитание План 1. Семейная педагогика в системе педагогических наук Семейная педагогика в системе педагогических наук 2. Характеристика семьи, тенденции ее развития 3. Воспитательный потенциал семьи 4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5. Семья в системе воспитательных институтов 6. Пути повышения педагогической культуры родителей 6. Пути повышения педагогической культуры Задание к практическому занятию 1: подберите диагностические методики, позволяющие изучить семью.
23 Практическое занятие 2 Тема: Типы, стили семейного воспитания Типы, План 1. Основные типы воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. 2. Стили семейного воспитания: попустительский; состязательный; рассудительный; предупредительный; контролирующий; сочувствующий; гармоничный; хаотичный. 3. Родительские установки и соответствующие им типы поведения: «Принятие и любовь»; «Явное отвержение»; «Излишняя требовательность»; «Чрезмерная опека». 4. Неправильные типы воспитания, приводящие к возникновению неврозов у детей: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое. Задание к практическому занятию 2: подберите для анализа по одной ситуации, характеризующей стиль и тип семейного воспитания.
24 Задания для самостоятельной работы: 1. Прочтите «Книгу для родителей» А.С. Макаренко. Подготовьте сообщение на тему «Виды ложного и истинного авторитета родителей». 2. Сформулируйте типичные трудности педагога в общении с родителями. Как соотносится степень и сущность затруднений с возрастом педагога и родителей, их уровнями образования, наличием ребенка у педагога, занятостью родителей и т.д.? 3. Представьте себе, что вы - заведующая детским садом. Идет комплектование младшей группы. Составьте письмо-памятку «Совместными усилиями облегчим адаптацию малыша» для родителей вновь поступающих детей. 4. Составьте план специально созданной педагогической ситуации, в основе которой - неформальное общение педагога, родителей, детей. Объясните, что может педагог «извлечь» из этой ситуации для уточнения, углубления своих представлений об особенностях домашнего воспитания в семьях. 5. Воспользовавшись электронным каталогом библиотеки МАГУ, составьте картотеку (каталог) статей за последние 5 лет по учебной дисциплине. 6. Составьте план работы с родителями по одному из содержательных направлений воспитания, отразив в нем традиционные и инновационные формы работы.
25 Электронные ресурсы: 1. Фильм о том, как можно представить информацию об опыте работы с родителями. - Режим доступа: свободный. – Дата обращения: Всероссийский очный семинар и вебинар «Территория партнерства: эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста». - Режим доступа: свободный. – Дата обращения: Формы работы с родителями в Центре раннего обучения и развития детей НОУ Школа Кенгуру. - Режим доступа: свободный. – Дата обращения:
26 Источники 1. Приказ Минобрнауки России от N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России N 30384) [Текст] // Российская газета. – – 28 ноября. 2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : для бакалавров : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по направл "Пед. образование" [Текст]/ под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, с. 3. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ : семинары-практикумы, тренинги, рекомендации [Текст]/ авт.-сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград : Учитель, с. : ил. 4. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, с. 5. Турченко В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие [для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям] [Текст]/ В. И. Турченко; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Моск. психол.-соц. ун-т". - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2013 ; МПСУ , [1] с. 6.Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Т. А. Куликова. - М. : Академия, с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.