Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛев Башкирёв
1 Сивак В.Т., педагог дополнительного образования МОУ ДО Дома детского творчества г. Комсомольска-на-Амуре Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное - ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – телевидением, Интернетом, СМИ и т.д.. Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип – кибернетического человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.
2 Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел всегда имело важное значение для преемственности поколениями всего лучшего и наиболее ценного. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
3 Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру: развивать умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, развитие словесного творчества.
4 Уже с 2-3 –летнего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Способность анализировать и схватывать развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам. Если в начальных классах художественно - творческая деятельность обучающихся протекает на эмоционально-чувственном уровне, то с 5-го класса она строится больше на познавательно- аналитическом уровне. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания.
5 Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы условия: окружающая среда (одежда, помещение, игрушки); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей; осуществление индивидуального подхода к ребёнку. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания. На творческих занятиях более опытные ребята помогают младшим освоить работу с природным материалом - глиной, деревом, побороть страх перед самостоятельными действиями.
6 В обучении изобразительному искусству я применяю два подхода. В первом дети учатся изображать объекты в соответствии с требованиями. При втором подходе, который я применяю больше, детям создаются благоприятные условия и среда для творчества. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, общения с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Диагностику я провожу не только с целью выявления степени усвоения учебного материала, а даже в большей степени для более глубокого изучения внутреннего состояния ребёнка. Используется методика Берне и Кауфмана для определения отношений в семье ребёнка, а также диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам, разработанная Ю.А. Полуяновым.
7 На творческих занятиях более опытные ребята помогают младшим освоить работу с природным материалом, побороть страх перед самостоятельными действиями. Подведение итогов проводится в форме выставок, стенда с детскими работами, участия в городских и окружных выставках.
8 Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе духовно-нравственного воспитания посредством изучения декоративно-прикладного искусства народов, обеспечивается формирование и развитие духовно - нравственных представлений обучающегося, а также его приобщения к системе поликультурных духовных ценностей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.