Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемLesya Egorova
1 Капышкина Яна
2 Английский социолог, создавший теорию структурами, в которой пытался преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества. Он задается вопросом: что же является первичным структура определяет поведение людей или поведение создает структуры?
3 По мнению, социальные действия создают структуры, и только через действия осуществляется воспроизводство структур. Термин «структурация» Э. Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. На примере соотношения языка и речи он показывает, что язык это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Отсюда вывод: люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры.
4 Гидденс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Гидденс зачастую называет агентами, подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. Структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты.
5 В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.
6 Гидденс полагает, что люди наделены стремлением к стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела.
7 В обществе поведение людей, по Гидденсу, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого агенты-люди могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу).
8 Юрген Хабермас (р. 1929) современный немецкий социолог, интегрировавший в своем учении философскую и социологическую перспективы, которые зачастую остаются изолированными или даже противопоставляются. Учение Хабермаса служит своего рода синтезом концепции рациональности социального действия и концепции интеракции.
9 понятие «телеологическое действие» еще со времен Аристотеля образует сердцевину философской теории действия. Актор достигает цели, надлежащим образом применяя подходящие средства; телеологическое понятие действия может быть расширено до «модели стратегического действия». Оно соотносится не с отдельно взятым актором, но с членами какой-либо социальной группы, ориентирующими свои действия в зависимости от общих ценностей;
10 понятие «драматическое действие» не связано ни с отдельным актором, ни с членом какой-то социальной группы. Оно связано с участниками интеракции, которые друг для друга являются зрителями. понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) в межличностное отношение.
11 коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание; формальные, ориентированные на результат.
12 Взяв за основу типологию социального действия Вебера, Хабермас разработал собственную типологию, содержащую два больших типа: действия, ориентированные на успех, и действия, ориентированные на понимание. Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологии понятие «жизненного мира» как основы понимания, а по аналогии с понятием «языковой компетенции» Н. Хомского вводит понятие «коммуникативной компетенции».
13 Центральным понятием теории коммуникативного действия является дискурс аргументация и понимание имеющих общий жизненный мир людей, связанные с коммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональных связей.
14 По Хабермасу общество понимается на двух уровнях: с одной стороны, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или само интерпретация, а с другой как «система» действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Система и жизненный мир это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.
15 Жизненный мир это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной ситуации. Ситуация это «отрывок» из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.
16 Основной проблемой и спецификой современности, согласно Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, выражающееся в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, включающей в себя деньги и власть.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.